На первый взгляд, «Ночные стражи» кажутся повторением «Ночного Дозора» с другими актерами и немного другой мифологией, но между этими картинами есть принципиальная и показательная разница. Какая?
Российское кино небогато на хорроры, но родственных хоррорам городских фэнтези-боевиков в нем еще меньше. В прошлом десятилетии нас впечатлили блокбастеры «Ночной Дозор» и «Дневной Дозор», сейчас в прокат выходят родственные им по духу «Ночные стражи», а между ними – разве что «Темный мир». На первый взгляд, «Ночные стражи» кажутся повторением «Ночного Дозора» с другими актерами и немного другой мифологией, но между этими картинами есть принципиальная и показательная разница. Какая? В этом стоит разобраться.
Из всех популярных жанров фэнтези и фантастика дальше всего уводят читателей и зрителей от реальности. Порой эти жанры за это критикуют, но куда чаще публика ценит возможность на несколько часов оторваться от повседневных проблем и оказаться в вымышленном мире, где стреляют из бластеров, а не платят ипотеку.
Однако нужно быть Андреем Рублевым, чтобы создавать чистую красоту в грязную эпоху. Даже если авторы фэнтези и фантастики стремятся уйти как можно дальше от реального мира, он все равно отражается в их произведениях. Хотя порой и неожиданным образом. Скажем, в «Звездных войнах» исследователи видят завуалированный бунт Джорджа Лукаса и его соратников против голливудской студийной системы.
Сравним два главных фэнтези-цикла начала 2000-х и последних лет – «Властелин Колец» и «Игра престолов». О чем может сказать популярность этих сериалов тогда и сейчас? Например, о том, что в конце 1990-х и начале 2000-х Запад видел себя триумфальным носителем истины в последней инстанции. «Властелин Колец» с его ясными границами между добром и злом отлично рифмовался с таким видением мира. Он ведь был написан Толкиеном после победы над нацизмом, когда естественно было видеть во врагах Запада демонов во плоти.
Напротив, сейчас Запад устал от бесконечных войн, и он уже не чувствует себя бесспорно правым. C таким взглядом на мир куда лучше рифмуется «Игра престолов», где есть симпатичные герои, но нет носителей безусловного добра. Что интересно, безусловное зло в книгах и в телесериалах есть, и в Белых ходоках и оживших мертвецах трудно не увидеть параллель с исламскими террористами. Которые угрожают миру, в то время как друг друга бессмысленно убивают те, кто мог бы объединиться против общего врага.
Если Запад в начале 2000-х был в мире «Властелина Колец», то в России реальность была совсем иной. И «Ночной Дозор» ее удивительно точно отразил, несмотря на всю его фантазийность. В книгах Лукьяненко и в фильмах Тимура Бекмамбетова рассказывается о мире без строгой системы моральных координат. Вместо Добра и Зла в «Дозорах» враждуют Свет и Тьма, которые являются зеркальными отражениями. Мир не может устоять, если Свет и Тьма не уравновешивают друг друга, и система Дозоров это равновесие худо-бедно обеспечивает. Вампир может получить лицензию на охоту на людей – где такое видано в фэнтези?
Такие книги и такие фильмы могли родиться только в постсоветской России, стране всепроникающего цинизма и всеобщей коррупции. «Зло не победить, но с ним можно выгодно договориться» – это очень печальная философия. И еще более печально то, что персонажи, которых условно можно назвать «положительными», в фильмах Бекмамбетова ассоциируются с отжившим советским прошлым. В каком-то смысле они – зомби, плоть от плоти умершей реальности. Впрочем, Темные маги тоже не особенно живы, потому что их фильмы отождествляют с выморочной трэшевой поп-культурой. Зомби против зомби, только у некоторых более дорогие машины.
Все это, разумеется, не делает «Ночной Дозор» и «Дневной Дозор» менее эффектными и увлекательными. Хороший повар может сделать вкусное блюдо из любых продуктов, и мы в последние годы видели немало увлекательнейших произведений, основанных на мрачнейшей картине мира. Сразу вспоминается, например, цикл «Ходячие мертвецы». Важно лишь то, что появление таких сериалов и их успешность многое говорят о воззрениях их создателей и их зрителей.
Теперь посмотрим, как устроен мир «Ночных стражей», если судить по трейлерам, пресс-релизам и интервью создателей картины, придуманной заметным сценаристом Олегом Маловичко (соавтором сериала «Метод») и снятой литовским постановщиком Эмилисом Веливисом, режиссером национального хита «Занесло» (международной криминальной комедии с участием Винни Джонса и Артура Смолянинова).
В «Ночных стражах» главный герой, простой курьер Паша, по стечению обстоятельств становится стажером тайного подразделения полиции, которое расследует сверхъестественные преступления. У сотрудников этой службы со сверхспособностями не очень, но зато они хорошо разбираются в темных силах, которым противостоят, и у них есть всевозможное полезное против нечисти оружие – вплоть до осиновых колов и святой воды. Их основными врагами по ходу действия, судя по всему, будут вампирские кланы. Но, конечно, в таком кино возможны любые сюрпризы.
Что сразу видно? Что это не дуалистичная история с «симпатичными» и «несимпатичными», как «Ночной Дозор», а более традиционное для жанра противостояние «хороших» и «плохих». Есть полиция, которая с большим или меньшим успехом защищает закон, и есть преступники, которые этот закон нарушают, после чего получают по наглым зубастым мордам. Даже если фараоны в «Ночных стражах» живут по законам Жеглова, а не Шарапова, это все равно колоссальный моральный прогресс в сравнении с «Ночным Дозором».
Почти столь же существенно, что «отдел Н» щедро снабжен оружием и прочими ресурсами, необходимыми для работы. Вспомним популярнейший сериал 1990-х «Улицы разбитых фонарей», где сыщики часто жаловались, что работают на чистом энтузиазме и что им трудно противостоять мафии, которая куда лучше вооружена и снабжена. Перед героями «Ночных стражей» эта проблема, кажется, не стоит. А если и стоит, то далеко не так остро, как в классическом питерском шоу.
Мы не хотим сказать, что «Ночные стражи» лучше или хуже, чем «Ночной Дозор». Это тема для рецензии и для обсуждения после выхода фильма Веливиса в прокат. Но уже ясно, что новая картина отражает куда более позитивный взгляд на мир, чем хит Бекмамбетова и Лукьяненко. Правда, это также делает ее менее уникальной и более схожей с аналогичными западными постановками вроде «Людей в черном». Но клонирование «Людей в черном» еще надо заслужить.
Не каждая страна может, не кривя душой, снять кино, в котором защищающие закон государственные служащие на равных противостоят могущественным злодеям. Недаром в американских комиксах времен Великой депрессии против отъявленных мерзавцев посылали не полицейских, а супергероев. Тогда проще было поверить в Бэтмена, чем в честного копа. Так что если в нашей стране выходит такое кино, как «Ночные стражи», и если мы можем на полтора часа поверить в его основную идею, то дела у нас обстоят лучше, чем в начале 2000-х и тогда, когда родились Бэтмен и Супермен. Прогресс налицо, и не только в вымышленной реальности.