Каннский кинофестиваль подошел к концу, но о фильмах конкурса и параллельных секций мы будем говорить как минимум до конца года. Мы решили выделить лучшие фильмы программы вам на заметку, а также отметить худшие, чтобы вы подумали, стоит ли тратить на их просмотр время
ЛУЧШИЕ
Если бы в этом году не было невероятных «Паразитов» Пон Джун-Хо, то «Золотая пальмовая ветвь» должна была бы достаться «Портрету девушки в огне» Селин Скьямма, в штыки принятому российской прессой. Один из самых интересных и фильмов смотра заходит одновременно на территорию «Жизни Адель» Абделатифа Кешиша и «Фаворитки» Йоргоса Лантимоса, чтобы рассказать историю одиночества и короткой невозможной любви художницы и её модели, богатой девушки из XVIII века, которая скоро выйдет замуж.
Кешиш ищет любовь во всех физиологических жидкостях и выделениях, длинных сценах секса и драматичных ссорах — Скьямма находит ее во взглядах, интонациях, легких прикосновениях и улыбках. Лантимос использует технические средства (искажающий эффект рыбьего глаза, широкоформатные объективы), чтобы показать одиночество героинь и абсурдность происходящего, бросает их в любовный треугольник абьюзивных отношений, чтобы в итоге оставить каждую у разбитого корыта, — Скьямма, наоборот, сводит два одиночества и дает им насладиться несколькими днями настоящей любви, которую они никогда не забудут.
Это очень спокойное, тихое и простое кино, сила которого заключена не в технических и режиссерских приемах, а в искренности и психологизме истории, поймать которые могла только женщина. Кажется, именно поэтому фильм отметили призом за лучший сценарий.
Как бы банально это ни звучало, но, кажется, в какой-то момент каждый режиссер решает развернуть объектив камеры на 180 градусов и снять кино о себе. Конечно, все фильмы в чем-то автобиографичны, но когда саморефлексия сплетается с метасюжетами о трудностях творца или природе кино, получаются удивительные вещи. Самый явный пример — сюрреалистичная трагикомедия Федерико Феллини «8 с половиной» о творческом кризисе и его преодолении. Однако сравнить «Боль и славу» хочется с другим итальянским фильмом — «Новым кинотеатром “Парадизо”» Джузеппе Торнаторе. Фильм Альмодовара — это тоже любовная открытка кинематографу, его магии и, что особенно важно, целительной силе.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии. В российском прокате с 12 июня.
Один из самых необычных современных режиссёров, плюющий на любые правила Бертран Бонелло, показал свой новый фильм в параллельной программе «Двухнедельника режиссеров». После картины о стыке веков в публичном доме («Дом терпимости»), стильной биографии («Сен-Лоран. Стиль – это я») и подросткового террористического триллера («Париж — это праздник») француз взялся за полумёртвый жанр зомби.
Его «Малышка Зомби» — не очередная эксплуатация опасных мертвецов, охотящихся на живых людей, а уникальный экскурс к этимологии понятия: настоящие зомби появились на Гаити и были обычными людьми в промежуточном состоянии между жизнью и смертью, которые бессознательно работают в поле, едят траву и даже спят. Фильм Бонелло как раз чередует грустную историю Клаирвиуса Нарцисса — человека, ставшего зомби из-за магии вуду, — и современных французских девочек из элитного интерната. Две трети фильма обе истории выглядят несколько несвязанно, но благодаря параллельному монтажу последние 15 минут объединяются в одну из самых иррационально страшных и изобретательных сцен последних лет.
Фильм выйдет в российский прокат 15 августа.
Документалист Азиф Кападиа завершил свой триптих о противостоянии гениальности и славы фильмом о великом Диего Марадоне. Вслед за портретами гонщика Айртона Сенны и певицы Эми Уайнхауз выбор пал на скандально известного футболиста, которого до эпохи противостояния Криштиану Роналду и Лионеля Месси всегда сводили лбами с Пеле за звание главного игрока в истории.
Смонтированный из 500+ часов ранее не виданных материалов, фильм Кападии уходит от типичной структуры «родился-помучился-добился успеха», чтобы продемонстрировать зрителю портрет стремительного взлёта и драматичного падения аргентинца, его золотые 7 лет — с 1984 по 1991 гг. Тогда Марадона перешел из «Барселоны» в бедный клуб «Наполи», вывел его в элиту европейского футбола, стал чемпионом Италии и Кубка кубков УЕФА и параллельно чемпионом мира в составе сборной.
Кападиа не чередует архивные материалы интервью, лишь изредка добавляя закадровые мнения историков и фанатов о важности отдельных матчей и событий. Его цель — дать отстраненный портрет футболиста и показать разницу между дружелюбным парнишкой Диего и возомнившим себя богом Марадоной. Этот внутренний контраст, тот самый конфликт между славой и гениальностью — одна из главных загадок мирового футбола, понять которую поможет фильм Кападии.
Фильм выйдет на HBO 24 сентября.
Гаспар Ноэ редко оставляет публику Каннского кинофестиваля равнодушной. Каждый его фильм – это определенного рода вызов публике, проверка на прочность. Его работы полны символизма и, несмотря на бескомпромиссную подачу, всегда проливают свет на уязвимость и чувственность режиссера. В этом году Ноэ в прямом смысле слова отправил публику к вечному свету. Его 50-минутный полуманифест, полуперформанс снова заставил зрителей ерзать в креслах. Беатрис Даль играет саму себя. Она снимает стильный фильм про ведьм, а Шарлотта исполняет в нем главную роль. В какой-то момент на съемочной площадке все катится к чертям: Шарлотте мешают семейные проблемы и навязчивый поклонник, продюсер грозится закрыть проект, статистки ругаются со стилистами, а главный проекционный экран выходит из строя, превращая площадку в ночной кошмар эпилептика. Все это перемежается цитатами Годара, Достоевского и Карла Теодора Дрейера под избивающую перепонки музыку и острые выпады в сторону киноиндустрии. В самом конце действие напоминает скорее коллективный трип, чем кино. Но это же Гаспар Ноэ, другого мы и не ждали.
Фильм выйдет в российский прокат осенью.
Скромный малыш по имени Реджи Дуайт очень любит играть на пианино, и единственный человек, который поддерживает его в начинаниях, – любимая бабушка. Маме с папой до Реджи нет дела, они слишком заняты ссорами и выяснением отношений. И вот однажды мальчика берут в Королевскую академию, где он изучает музыку и параллельно открывает для себя рок-н-ролл. Так начинается его долгая, весёлая и болезненная трансформация в великого музыканта Элтона Джона. В Каннах фильм окрестили «Богемской рапсодией» здорового человека, поскольку режиссер Декстер Флетчер умело избежал всех допущенных в «Рапсодии» ошибок и сделал красочную экстраваганзу с цветами и музыкой. «Рокетмен» абсолютно не пытается быть «достоверным» или хоть сколько-нибудь реалистичным — фильм отходит от строгой формы байопика к магическому реализму с танцами, музыкальными номерами и главными песнями сэра Элтона. При этом история подана так мастерски, что, несмотря на шик и блеск, бьет в самое сердце. После танцев будут слезы, а потом и выпить можно.
Фильм выйдет в российский прокат 6 июня.
Стефан присоединяется к полицейскому антикриминальному отделу и в первый же день вместе с напарниками выезжает патрулировать неблагополучные районы Парижа. Ему дают прозвище Бриолин и с ходу дают понять: работа непростая, ведь приходится ежедневно общаться с криминальными авторитетами. Настоящие проблемы начинаются, когда хулиганистый мальчишка крадет из цирка львенка, это сильно бесит цыган, которые, не разбираясь, идут войной на криминального главу района. У Стефана и напарников есть несколько часов, чтобы разрешить проблему, иначе беспорядкам быть. История о плохих-хороших копах в плохих-хороших районах, со слегка абсурдной и по-странному тёплой интонацией, без которой фильм мгновенно бы превратился в душную социальщину. Он и так периодически к ней стремится, но быстро берет себя в руки и на каждую сцену, где злобный коп мешает всем жить, а добрый коп на него осуждающе пялится, у него ещё две с шутками (смешными) и цирком со львами.
«
Настоящим сюрпризом стал дебютный полнометражный фильм Нариман Алиева «Домой». В центре сюжета трагедия одной крымско-татарской семьи – отец вместе с младшим сыном едет из Киева в Крым, чтобы похоронить старшего сына, погибшего на войне в Донбассе. На пути они встречают множество препятствий, к тому же из за жесткого характера отцу с трудом удается наладить отношения с теперь уже единственным сыном. «Домой» чем-то напоминает «Возвращение» Звягинцева, только картина Алиева не перенасыщена символизмом, что фильму явно идет на пользу. Сложно поверить, что такую тяжеловесную драму режиссер снял в 26-летнем возрасте, картина безусловно отличалась драматургическим мастерством среди всех участников «Особого взгляда». Будем надеяться, что с прокатом в России у «Домой» проблем не возникнет.
Возможно, главным хитом фестиваля (мы попали на него лишь с третьего раза) стал «Маяк» Роберта Эггерса — психологический триллер о двух моряках, что работают на отдалённом от цивилизации маленьком островке. Моряков играют Роберт Паттинсон и Уиллем Дефо, а сам фильм снял Роберт Эггерс, режиссёр хтонического хоррора «Ведьма». Впрочем, ажиотаж наверняка вызван не столько именами (их в Каннах, допустим, хватает), сколько первыми отзывами — в равной степени восторженными и недоумевающими. И, как оказалось, обоснованными.
Фильм совершенно прекрасный — наполовину любовное послание экспрессионистским ужасам Мурнау («Маяк» даже снят на старую плёнку с архаичным соотношением сторон), наполовину заправский современный постхоррор, психоделический алогичный трип без чётких причин и следствий. Он не столько страшный, сколько дезориентирующий, некомфортный, вязкий, а зачастую ещё и очень смешной — безумие, знаете ли, вообще штука весёлая.
Одну из самых интересных программ Каннского кинофестиваля «Двухнедельник режиссеров» в этом году открыл фильм «Оленья кожа» — новый проект французского режиссера Квентина Дюпье, который известен в меломанской тусовке как французский электронщик и диджей Mr. Oizo. «Оленья кожа», как и большинство других проектов Дюпье, балансирует на грани жанров: это одновременно и дичайше смешная история о мужчине средних лет, и самый настоящий триллер категории «Б» с намеренно трэшевым сюжетом и целым набором карикатурных сцен насилия. Когда именно один жанр поглощает другой — непонятно. Общее настроение ленты, снятой в сепии, будто бы с легким оттенком старины, не меняется до самого финала.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
Одним из ярчайших впечатлений фестиваля стал полуночный показ нового фильма Такаси Миике (хотя, учитывая плодовитость безумного японца, может, уже и не нового) под названием «Первая любовь». Миике, известный своей любовью к чрезмерной киношной жестокости, перед показом вышел на сцену и заверил зрителей, что, дескать, никакого подвоха не будет: нет в фильме ни крови, ни отрубленных голов, только милая романтическая история любви. Судя по нервным смешкам в зале, ему не очень поверили.
Правильно сделали: первая голова покатилась уже минуте на второй под громкий смех умудрённой фестивальной публики. «Первая любовь» оказалась отбитой на всю голову криминальной комедией о боксёре со смертельным диагнозом, который случайно спасает на улице проститутку — чем, сам того не понимая, рушит продуманный план одного гангстера-отступника. Пока боксёр спокойно себе гуляет с новой подругой, за его спиной разворачивается эффектное сценарное домино: мафия, якудза, двойные и тройные агенты, предатели, предатели предателей, катаны, деньги, два ствола. Поэзия убийств, кишок и, да, отрубленных голов, сложный аттракцион с миллионом персонажей и деталей, каждая из которых обязательно станет частью яркой кровавой бани. Всё это невероятно круто и смешно снято (есть даже гениальный фрагмент, где фильм вдруг становится анимационным) и удивительно точно построено драматургически.
Тарантино — это праздник, всё летит в Голливуд: каждую работу отпетого постмодерниста зрители встречают с распростёртыми объятиями, что, в общем, и понятно, и заслуженно, и прекрасно. Из десяти обещанных Квентином фильмов «Однажды в Голливуде» — девятый, предпоследний, дальше только подводить итоги, снимать magnum opus или, как вариант, новый «Стартрек». На этой финишной прямой никто уже, кажется, и не ждал от режиссёра внезапных творческих сдвигов: слишком долго и комфортно он находился внутри своего яркого стиля. Но Тарантино на то и Тарантино — когда-то он приехал в Канны и удивил всех «Криминальным чтивом», стал голосом поколения и новым словом в кино; теперь, ровно через 25 лет, здесь же взял своё слово назад (чем, парадоксально, удивил всех ещё больше). 1994-2019: можем, как говорится, повторить.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
Фильм выйдет в российский прокат 8 августа.
ХУДШИЕ
Самым скандальным фильмом фестиваля стал 210-минутный «Мектуб, моя любовь: Интермеццо» от мастера тактильного кино Абделлатифа Кешиша. В этот раз маэстро, одержимый женскими задницами, титанически продержался минуту без крупного плана женской задницы. Впрочем, начал фильм тунисец еще за здравие: 40-минутный эпизод на пляже лишний раз доказал, что Кешиш — режиссер уникальный, способный снимать беседу десятка человек максимально естественно и с живой речью, льющейся как водопад. Оторваться от сцены невозможно, пересказать ее тоже.
Вопросы к режиссеру начинаются ближе ко второму часу, когда фильм переключается с залитого солнечным светом пляжа на клаустрофобную площадку местного клуба. Эпизод очевидно рифмуется с кульминацией первой части, но загадочное итальянское слово вынесено в заголовок неслучайно: сцена в клубе работает не для экспозиции, завязки или развязки, а просто потому, что так надо. Промежуточная часть полуавтобиографического гимна молодости дает героям отдохнуть от навалившихся проблем первого фильма — беременность, скорая свадьба, возможный аборт, туманное будущее, любовные треугольники и даже четырех-, пяти-, шестиугольники — и забить на их решение, оставить их на третий фильм. Собственно, расслабляются они около 160 минут, практически до финальных титров (версия фильма, кстати, настолько сырая, что вместо титров был чёрный экран).
Тяжело судить о фильме в отрыве от цельной саги — кто знает, сколько ещё у Кешиша материала, — но как отдельное кино «Интермеццо» работает скверно, а уж как конкурсный фильм ещё хуже. Ждём разгрома от западной прессы и клеймо «проблематичное кино», но в глубине души защищаем Кешиша и думаем, что если бы Марсель Пруст писал цикл «В поисках утраченного времени» в XXI веке, то использовал бы триггером воспоминаний не печенье Мадлен, а женскую задницу.
Обладатели черного пояса по социальному реализму братья Дарденн совсем недавно подпортили свою идеальную фильмографию невыразительным детективом «Неизвестная». Поэтому зрители ждали моральной компенсации от драмы «Молодой Ахмед», изучающий желание современных европейских подростков примкнуть к рядам радикальных исламистов. К сожалению, даже на таком непаханом поле братья оступились: «Молодой Ахмед» оказался нескладным поучительным рассказом о том, что надо слушать маму. Трудно поверить, что безобидный мальчишка за несколько месяцев без специальной подготовки превратился в человека, способного пойти на идеологическое убийство своей учительницы. Обидный промах братьев Дарденн в плане драматургии — кажется, неоднозначную реакцию он вызвал в большей степени потому, что двум белым мужчинам «нельзя» снимать кино про радикальный ислам. Как так получилось, что братьев наградили за лучшую режиссуру, мы так и не поняли.
Фильм, пытающийся следовать традиции американской интеллектуальной комедии а-ля Вуди Аллен, скорее похож на младшего неказистого брата «Истории семьи Мейровиц» Ноа Баумбаха (про которого среди прочих неловких отсылок к поп-культуре тут вспоминают). Это тоже тихое разговорное кино о семье, собравшейся вместе впервые за долгое время, — у Сайкса, ко всему прочему, добавляется фатальный мотив скорой смерти самой Фрэнки, призванный накалить конфликты и усилить щемящую драму.
Работает так себе: мелкие проблемы героев и всякие семейные неурядицы так и остаются хаотичным набором ругани и слёз, не собираются (да и не особо-то пытаются собраться) в общий портрет странноватой семейки. Фильм, которому куда больше бы подошла мамблкорная скромность, запускает своих героев в намеренно театрализованные скетчи, заставляет приличных артистов (а кроме Юппер тут есть, например, Бренда Глисон и Мариса Томей) играть сентиментальную фальшь. Политематика не делает его интереснее, а полилингвистика — умнее (герои тут говорят то на английском, то на французском, то на португальском), и при том, что фильм идёт всего полтора часа, это однозначно самый долгий фильм основного конкурса.