30 сентября Вера Васильева отметит 75-й день рождения. Из своего возраста секрета не делает. Ведь она -- настоящая царевна.
"Я иду по улице и вижу глаза чужих людей – они озаряются светом улыбки, когда узнают меня", – в этих словах актрисы театра Сатиры, народной артистки СССР Веры ВАСИЛЬЕВОЙ нет наигрьша. Она покорила зрителей, сыграв в 1948 г., ещё студенткой, Настеньку в фильме "Сказание о земле Сибирской". Это была её первая кинороль. И тут же – Госпремия. Вскоре – вторая, за спектакль "Свадьба с приданым", переведенный в 1955г. на экран. "Играя в этих фильмах, где изображались деревни и селения, ничего общего не имевшие с реальными, – пишет Борис Львов-Анохин, – повязанных деревенскими платками девушек, актриса казалась простодушной царевной наивной полусказочной страны".
Вера Кузьминична, именно кино открыло вас как актрису. Тем не менее, судя по количеству сыгранных ролей ("Сказание о земле сибирской", "Свадьба с приданым", "Чук и Гек", "Звезда экрана", "Развлечение для старичков"), ваше отношение к нему довольно прохладное…
Да, киноролей не наберется и 20-ти. В кино мне не везло. Виновата моя довольно заурядная внешность. В театре ее можно преобразовать ярким гримом, париком, костюмом. Сцена это позволяет. А в кино, как правило, актёра берут таким, какой он есть. Допустим, маленькие глазки уже не исправишь. И к тому же впечатление об актёре всё-таки складывается после его первых ролей. Поскольку моей визитной карточкой оказались две деревенские девушки, все ожидали, что я расцвету во что-то этакое дородное, вкусное, кровь с молоком. Русский типаж. Предлагали роли типа председателей колхозов – здоровых баб. На кинопробах разочаровывались: "А мы думали, что вы крепкая, упитанная!" Да и я не видела ничего примечательного в том, чтобы играть заурядные характеры.
Какие ещё роли – "не ваши"?
Те, где не затрагиваются струны моей собственной души. Перевоплощение актера основано на личных, пережитых чувствах, пусть и не в точности. Играя, я открываю свою душу. Постучавшись в чужое сердце со своей болью или радостью, разочарованием или надеждой, ожидаю его отклика.
Вы безнадёжный романтик?
Думаю, я очень похожа на себя в молодости. Романтичная. Лиричная. Вся в мечтах! Еще с детства начиталась книг о театре. Дни напролет пропадала в театральной библиотеке. Штудировала подшивки журналов "Рампа и жизнь", "Театр и искусство", старые газетные рецензии, театральные фельетоны. Вся моя жизнь была сосредоточена на странных, несбыточных мечтах о театре! И теперь жизни вне театра не представляю. Ведь я прежде всего театральная, а не кинематографическая актриса.
Кто из тех режиссеров, с кем вы работали, вам особенно дорог?
Иван Александрович Пырьев, Эраст Павлович Гарин, Борис Равенских, Борис Александрович Львов-Анохин. А из ныне здравствующих – Валентин Николаевич Плучек, Александр Вилькин, Вера Ефремова из Тверского областного драматического театра, Борис Голубицкий из Орловского драмтеатра. Все они – люди замечательные, редкостные.
Вы согласны с Жаном Кокто, для которого гениальные актеры – "священные чудовища"?
У каждого – свой мир. Вот домашняя хозяйка пришла из магазина, сварила обед и счастлива, что накормила семью. Это мир довольно узкий. Пошире – у того, кто учительствует, врачует, трудится на производстве, – словом, занимается общественно-полезной деятельностью. А мир гениального актера – как симфония Бетховена! В своих чувствах – протеста, любви, самопожертвования – он поднимается почти до неба. Не исключено, что кому-то этот человек покажется эгоистичным или ненормальным, и назовут его "чудовищем". Но это "чудовище" сгорает от страстей, которые, никому не причиняя вреда, поднимают его ввысь. Оно священно в том смысле, что у него могучий дух. Многие гениальные люди – не только актеры, но и писатели, музыканты, художники, ученые – не укладываются в рамки упорядоченного быта. Им там тесно. Я своих "священных чудовищ" люблю!
Актер театра Сатиры Владимир Петрович Ушаков, сыгравший в "Свадьбе с приданым" жениха Максима, довольно долго добивался вашей руки. И вот, вы уже почти полвека вместе. Вы сделали правильный выбор…
Я даже не заметила, как пролетели эти годы! Это искренний, чистый, преданный мне человек. Отчаянно переживает мои горести, гордится успехами. Очень любит театр и понимает мою одержимость театром. К сожалению, после громкого успеха "Свадьбы с приданым" Владимир Петрович почти не имел в нашем театре достойных его таланта ролей. Постепенно смирился со своим скромным положением. Бороться, требовать, как и я, не умеет. Сейчас он занят в нескольких спектаклях. Скромные роли. Но играет их с удовольствием, со счастьем.
Тяга актера к новым ролям не имеет меркантильной подоплеки. Просто, если не играешь, ты вне жизни. Теряешь уверенность в себе. Начинается процесс, который может стать необратимым. Периоды творческого молчания для актера – самая большая трагедия, она подобна смерти. Никакая другая деятельность эту боль не заглушит. Вот почему в кино и в театре много трагических судеб, загубленных жизней. Актер всегда должен быть в действии.