Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Обзоры

CGI — не приговор

Для всех тех, кто считает, что CGI «убил кино»: наглядные доказательства, как сильно графика помогает режиссёрам снимать фильмы, даже если речь идёт не обо многомиллионных блокбастерах.

Добавить в закладки
CGI — не приговор

В последние, наверное, десять лет — ещё с момента выхода «Аватара» Джеймса Кэмерона, когда вся киноиндустрия массово поверила в созидательную силу компьютерной графики, — мы часто слышим следующие тезисы: «CGI убивает кино!», «Графика становится хуже и хуже» или ещё что-то в таком роде.

Отчасти, конечно, последний тезис справедлив — многие кинематографисты откровенно перебарщивают с использованием визуальных эффектов, а компьютерная анимация даже в топовых блокбастерах вроде «Чёрной пантеры» не всегда выглядит впечатляюще. Не потому что технологии за 11 лет с «Аватара» стали хуже — нет, разумеется. Просто студии начали экономить, и специалисты по VFX часто не имеют достаточно времени, чтобы доработать проект как надо.

А вот мнение, что CGI якобы портит кино, — разумеется, полная чушь. И говорить это могут только люди, которые не очень понимают, как и для чего компьютерная графика используется в фильмах, а потому судят только по самым заметным её проявлениям. Правда же в том, что лучший CGI — это CGI, который мы даже не видим.

И самые впечатляющие примеры использования компьютерной графики часто проходят мимо зрителя.

Возьмём пример из фильма, в котором на первый взгляд компьютерной графики нет вообще и быть не должно. В проникновенной мелодраме Энга Ли о внезапно вспыхнувшей любви двух пастухов (Джейк Джилленхол и Хит Леджер) нет места задорным экшен-сценам или невероятным сеттингам — весь фильм происходит в пасторальных пейзажах Средней Америки.

Вот только почти все эти пейзажи так или иначе доработаны с помощью CGI — где-то вставлена гора, которой там не было, а где-то и вовсе весь фон вставлен на компьютере, ведь часть съёмок происходила в студии.

via GIPHY

Также большинство овец, которых мы то и дело видим на фоне героев, сделаны с помощью компьютерной графики. У режиссёра Энга Ли в распоряжении были настоящие животные, но их, по его мнению, оказалось недостаточно.

via GIPHY

Другой фильм, который не особо заподозришь в использовании CGI, — «Кровавый алмаз», суровая криминальная драма с Леонардо ДиКаприо в главной роли. На самом деле здесь и графика использована крайне нетипичным образом: работа визуальных артистов призвана «доработать» то, чего режиссёру Эдварду Цвику не удалось добиться от актрисы.

В самом финале, в трогательной сцене, где герой Лео разговаривает по телефону с персонажем Дженнифер Коннели, у последней по щеке скатывается одинокая слеза. Вот только никакой слезы на съёмках не было — её добавили на этапе постпродакшена с помощью графики. И сама актриса, когда увидела её, была в шоке.

Кадр из фильма "Кровавый алмаз"

Психологическая драма Даррена Аронофски о медленно сходящей с ума балерине содержит в себе одни из самых изобретательных и нетипичных примеров использования CGI. С ходу можно вспомнить говорящие рисунки на стене героини Портман, людей с её лицом или, допустим, сцену, где её ноги начинают неестественно выгибаться вовнутрь.

Но есть в фильме и куда более незаметная компьютерная графика. Например, ближе к финалу во всех сценах руки героини не настоящие. Они сделаны более длинными и гладкими с помощью CGI. И хотя мы можем этого не замечать, наше подсознание улавливает это изменение как нечто неправильное и выбивающееся. Создаётся что- то вроде эффекта «зловещей долины», что фильму, надо сказать, очень подходит.

Кадр из фильма "Черный лебедь"

Пример компьютерной графики, созданной лишь из необходимости. В фильме «Боец» Дэвида О. Рассела — приземлённой драме о боксёре — есть сцена, где герой Марка Уолберга берёт номер телефона у официантки в баре, сыгранной Эми Адамс. Она пишет номер на салфетке, после чего Уолберг радостно идёт показывать салфетку своим друзьям.

Конечно, мало кто мог это заметить (да и с чего бы), но салфетка эта — компьютерная. Зачем это было делать? Вопрос не артистического, а исключительно юридического характера. По закону кинематографисты не имеют права показывать телефонный номер на экране, и потому О. Рассел оставил салфетку пустой, а команда по VFX дорисовала номер так, чтобы его нельзя было различить.

Кадр из фильма "Боец"

Ещё один пример CGI, использованного из необходимости и чтобы помочь кинематографистам спокойно делать свою работу. В третьей части «Крепкого орешка» МаккЛейн вынужден выполнять задания преступника-маньяка, и по условиям одного из них он должен стоять на улице в «чёрном» квартале с вывеской «Ненавижу ниггеров».

Естественно, снимать на натуре с таким реквизитом было бы попросту опасно. Поэтому вывеску оставили пустой, а надпись дорисовали с помощью графики. Это же позже позволило авторам для версии фильма для ТВ исправить надпись на «Ненавижу всех».

Кадр из фильма "Крепкий орешек 3"

Возможно, один из самых странных примеров использования CGI — фильм «Джон Уик», славящийся как раз тем, что все экшен-сцены здесь сняты чуть ли не исключительно с помощью практических эффектов.

Так вот, в первой части франшизы есть сцена, в самом начале, где герой Киану Ривза выходит во двор и видит, что его собака — тогда ещё живая — сделала свои дела на газоне. И продукт жизнедеятельности пса, да, нарисовали на компьютере.

Зачем? Опять же вопрос юридический. По закону кинематографисты не имели права давать животному слабительное, а пёс в тот день съёмок не очень хотел справлять нужду. Пришлось выкручиваться.

Кадр из фильма "Джон Уик"

Закончим более свежими примерами. В номинанте на «Оскар» этого года, военном эпике «1917», сполна практических эффектов, но многие из них было бы невозможно сделать без помощи CGI.

Например, в прекрасной финальной сцене, где капрал Скофилд бежит прямо поперёк линии фронта, вокруг него бешено рвутся снаряды. Взрывы эти — настоящие, но чтобы скрыть ямы со спрятанной пиротехникой, кинематографистам пришлось с помощью компьютерной графики восстанавливать значительные участки травы и земли. Ну и к тому же большая часть того, что вы видите на дальнем плане, также нарисовано на компьютере.

Кадр из фильма "1917"

Вот уж на кого точно не подумаешь, так это на южнокорейский камерный триллер с бюджетом в жалкие 8 миллионов. Но и здесь режиссёр Пон Джун-хо очень умело и умно использовал достижения компьютерной графики — с которыми он явно был хорошо знаком после работы над «Сквозь снег» и «Окчей».

В сцене затопления бедного квартала Джун-хо использовал настоящие декорации, которые он — а было это уже под конец съёмок — действительно целиком уничтожил с помощью воды. Но декораций было мало, и потому всё то, что вы видите на фоне в этой сцене, дорисовано на компьютере. Этот момент — один из лучших примеров того, как CGI может быть использован для сугубо драматических целей в совсем не блокбастерных картинах.

Кадр из фильма "Паразиты"

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?