История Человека-паука в третий раз за последние 13 лет стартует заново
Почему не нужно задавать вопросы «Зачем?» и «Почему?» в беседах про перезапуск «Человека-паука»
История Человека-паука в третий раз за последние 13 лет стартует заново. Во вторник Sony и Marvel бесцеремонно вылезли на первые полосы, объявив о достигнутом соглашении. Теперь один из самых ярких супергероев мира – актив Marvel и Sony одновременно. За Sony остается финансирование, дистрибуция и решающее слово в оформлении креативного направления Спайди, а Marvel отныне может использовать Паука в своих фильмах, например «Мстителях». Что ж, эпоха обидных для Питера Паркера мемов закончилась…
Узнав о втором ребуте Человека-паука, многие начали строчить под пост комментарии: «Зачем?», «Как, опять?», «Конвейер…» и тому подобное. Так вот, задаваться вопросом, к чему все это, как минимум странно, а роптать о конвейере бессмысленно, тем более что супергеройская штамповка запущена уже очень давно, задолго до создания киновселенной Marvel. Прежде всего, новый ребут – это расчетливый бизнес-ход обеих студий, с той лишь разницей, что для одной Человек-паук станет хорошей подпиткой, эдаким допингом в борьбе с пытающимися что-то противопоставить «ворнерами», а для другой соглашение – это спасательный круг и одновременно признание своей беспомощности. Но об этом чуть позже.
Начнем с начала: в январе 2000 года Сэма Рэйми прикрепили к первому блокбастеру по комиксу «Человек-паук». До этого Питер Паркер был лишь на телеэкране в мультипликационном и сериальном форматах – на японском ТВ Спайдер-Мен даже пилотировал гигантского боевого робота Леопардона. На киноэкране мы видели Спайди только в камео «Людей Икс», и то в разделе «блуперов».
Как поработал Рэйми, все мы с вами знаем: 2,5 миллиарда кассовых сборов и в целом хорошие отзывы на фильмы, даже при условии, что третий впоследствии единодушно признали творческим провалом, в том числе сам Рэйми. Что произошло дальше, как показывает опыт и многочисленные «Зачем?», знают далеко не все.
Франшиза редко оказывается в производственном аду, если она уже разогналась и преодолела рубеж трех фильмов, но в случае с «Человеком-пауком 4» Сэма Рэйми получилось именно так. Рэйми начал метаться между злодеями, а затем уперся и никак не мог одобрить сценарий. Он перебрал Ящера, Стервятника, Мистерио, прочитал сценарии Гэри Росса, Джеймса Вандербилта, Элвина Саджента и Дэвида Линдси-Эбэйра, но в конце концов психанул и сказал на каждый: I hate it. Дальше – больше, Рэйми все надоело, он попросил отсрочку и сказал, что не поспеет к майской дате релиза в 2010 году. Требование отсрочки стало последней каплей, и с режиссером решили попрощаться продюсеры Эми Паскаль и Мэтт Толмач.
«Это действительно было самое дружелюбное и недраматичное расставание: Просто у нас был дэдлайн, а я не мог проработать историю на том уровне, на котором хотел, – рассказывал Рэйми в интервью Vulture в 2013 году. – Я был недоволен “Человеком-пауком 3”, поэтому хотел закончить историю “Человеком-пауком 4” на очень высокой ноте, сделать его лучшим из всех. Но сценарий так и не написался вовремя, в этом моя вина. Я сказал Sony, что не хочу делать фильм, который недотягивает по качеству. “Тогда фильм лучше не делать. Снимайте свой ребут, вы же его все равно планировали”».
Рэйми и Паскаль расстались по-хорошему, но Sony жить легче от этого не стало. Marvel уже тогда, в 2010 году, обрабатывала студию и хотела заполучить проданные Ави Арадом фактически за бесценок права на персонажа. Тянуть было нельзя, ведь, если «Человек-паук» залежится на полке, права вернутся к Marvel. Терять такую жилу – преступление, лучше тут же перезапустить, невзирая на еще свежий в памяти кинозрителей образ Тоби Магуайера и общее недоумение. В этот момент в игре появляются новые фигуры – Марк Уэбб и Эндрю Гарфилд.
Перезапускающие исполнители работают с набросками Вандербилта, знакомят нас с Куртом «Ящером» Коннорсом, собирают неплохие отзывы и 757 миллионов в мировом прокате. Ребут без проблем уходит на второй круг, и вот тут начинаются сложности. Видите ли, в этот момент всем уже успела вскружить голову Marvel – каждой студии теперь нужна вселенная, причем комикс-вселенная. Благо, у всех есть по франшизе: «Мстители» у Disney, «Лига справедливости» у DC, «Люди Икс» у 20th Century Fox и «Человек-паук» у Sony. Жаль только, что вселенная Человека-паука не так богата персонажами и в ней сложно изыскать возможность для съемок фильма-события с командой во главе угла, создания различных спин-оффов и кроссоверов, ведь, сами понимаете, кому нужна история из мира Человека-паука без самого Человека-паука. Исключением мог стать лишь Веном, но одного сольника для создания вселенной мало. Тогда на студии решаются сделать ставку на злодеев – Зловещую шестерку, при этом нужно подвести зрителя к этому фильму, познакомить с персонажами.
Marvel в свое время кропотливо шел к этой цели, посвящая каждому герою команды Мстителей отдельный фильм. Марк Уэбб, Sony и Ко попытались покорить высоту в один прыжок. Что из этого вышло, вы сами знаете: обилие сюжетных дыр, рваное повествование, смазанные персонажи, блеклое впечатление и куча вырезанных сцен, которые потом оказались на YouTube. Свои 700 миллионов «Новый Человек-паук» в 2014 году заработал, но, не удивляйтесь, этого было мало.
Примерно в этот момент соглашение между Sony и Marvel уже не кажется несбыточным слухом с Latino Review. Дело в том, что дела у Sony в последние годы идут неважно, и 2014-й стал кульминацией всех неудач студии. Sony уступила по объемам доходов основным конкурентам. По сути, студия обогнала только выскочку Lionsgate, которая тягается с большой пятеркой лишь благодаря «Голодным играм». Universal была бы впереди, не случись гибели Пола Уокера и переноса «Форсажа 7» на 2015 год.
Для Sony в данной ситуации страшнее даже не отставание в таблице, а слишком малое количество громких хитов и гарантированно успешных франшиз. Значительных успехов в прокате в 2014-м у Sony добились только «Новый Человек-паук 2» и «Мачо и ботан 2». Зато провалов у студии хватало: мюзикл «Энни», исторический фильм Джорджа Клуни «Охотники за сокровищами», ремейк «Робокопа»… список можно продолжать. К этому всему добавилась длинная история со взломом компьютеров и эпопея с «Интервью». Остается добавить лишь, что, по данным Metactiric, резко упало качество продукции, как по мнению критиков, так и по мнению обычных зрителей – Metacritic влепил Sony за качество жирную двойку (D grade). В будущем Sony сможет рассчитывать только на Джеймса Бонда, и то там нет никаких гарантий, что с появлением черного 007, о чем сейчас активно поговаривают, интерес к серии останется прежним.
Тут-то и подоспели ребята из Marvel, стервятники с отличными продюсерскими резюме. У Disney уже были права на мерчандайзинг символики Человека-паука, и теперь им нужно было соглашение, которое позволит использовать персонажа в киновселенной: надо же перестраховываться в конкурентной борьбе, да и денег много не бывает.
Sony, в свою очередь, решила пойти по закону Фрэнка Андервуда: если уж соглашаться на боль, то лишь себе во благо. С одной стороны, студия признала, что второй «Новый Человек-паук» был тем еще трэшем, с другой – Эми Паскаль и Ко сохранили за собой права на прибыль со сборов фильмов о Питере Паркере, который при помощи Marvel может выйти на новый уровень и демонстрировать многомиллионной аудитории лейбл Sony в титрах.
Подводем итог. Случилось закономерное: Sony передала часть своих накопленных двумя фильмам Уэбба проблем Marvel, получила финансовую подпитку и де-юре сохранила права на персонажа. Кевин Файги, в свою очередь, все-таки добыл Человека-паука для «Гражданской войны» и команды Мстителей. Если вы не знали или забыли, в «Гражданской войне», которая развязалась из-за кампании о регистрации всех супергероев, Человек-паук метался от одной стороны к другой и впоследствии примкнул к Капитану Америка, ополчившись на Железного человека.
Теперь Паскаль и Файги предстоит определиться с режиссером и актером. Возможно, им в этом поможет бывший исполнительный продюсер Warner Bros. Джефф Робинов. Он еще в ноябре готовил план по ребуту Человека-паука и составил список режиссеров, причем весьма амбициозный: Брэд Берд («Миссия невыполнима: Протокол “Фантом”»), Крис Бак и Дженнифер Ли («Холодное сердце»), Джеймс Ганн («Стражи Галактики»), Джо Корниш («Чужие на районе»), Фил Лорд и Крис Миллер («Лего. Фильм»), Колин Треворроу («Мир Юрского периода»), Эдгар Райт (трилогия «Корнетто») и Дэвид Йейтс («Гарри Поттер»). Список актеров на роль Человека-паука, учитывая то, что у Marvel нет обязательного требования суперзвездности, еще длиннее, и, сколько бы фанатки ни строчили в Твиттер с хэштегом #SaveAndrewGarfield, старого Человека-паука нам однозначно не видать.