Вышел "Рэмбо IV". Бойня в бирманских джунглях, устроенная Сильвестром Сталлоне, наконец приоткрывает завесу тайны над личностью Джона Рэмбо.
Симпатичные, похожие на смышленых хомячков работники христианской гуманитарной миссии ищут способ добраться из Таиланда до Бирмы, чтобы принести туда медикаменты, врачебную помощь и слово Божье. Однако, в приграничных районах чем дальше в лес, тем кровавей хаос – правительственные войска бирманской хунты убивают местных жителей-каренов, в лесах прячутся каренские повстанцы, реки контролируют безжалостные пираты. Полные решимости исполнить свою миссию, американцы обращаются за помощью к осевшему в этих краях Джону Рэмбо – змеелову и, что более важно, владельцу лодки. После недолгих препирательств в духе: "Мы хотим изменить мир! – Вы взяли с собой оружие? – Разумеется, нет! – Тогда вы ничего не измените…", Рэмбо соглашается, тронутый не столько их благородной целью, сколько красотой и хрупкостью доктора-блондинки. Гуманитарии доберутся до цели, попадут в лапы бирманской солдатни, американский священник из их прихода наймет банду головорезов для спасательной операции, к которой присоединится и Рэмбо. Бирма, берегись!
Есть своя доблесть в том, чтобы меняться вместе с миром, и своя – в том, чтобы оставаться самим собой. Сталлоне, а вместе с ним и Рэмбо, выбрал второе. Четвертая часть истории солдата всех войн оказалась исполнена духа и буквы холодной войны, когда концепция мультикультурализма и множественности точек зрения равнялась предательству. Это захватывающее зрелище – мир, где границы между добром и злом вновь монументальны и непроницаемы, как Берлинская (Бирманская?) стена. Крученые, как мышцы вздернутого на дыбе, проблемы региона обернулись понятной пиктограммой: хорошие, но несчастные партизаны, хороший, но несчастный Джон Рэмбо, хорошие, но глупые миссионеры, хорошие, хоть и жестокие, наемники. Плохие солдаты.
Так что, довольно быстро покончив с философией, Джон Рэмбо принимается убивать. Очень красиво постаревший Сталлоне кажется даже более мощным по сравнению с годами, когда его Джон сшибал вертолеты наземь при помощи булыжника и лука со стрелами. Стрелы в «Рэмбо IV» /Rambo/ (2008) тоже будут, но главное, что здесь есть – это крупнокалиберный пулемет. Вот истинное орудие добра – хотя, попав в плохие руки, оно может искрошить целую деревню безоружных крестьян, зато в хороших руках это настоящий клавесин войны в джунглях. Зрелище грузовика с вражеской пехотой, попавшего под расстрел в упор из этого инструмента, даст фору самым мрачным фантазиям санинспектора на мясокомбинате. Групповые изнасилования, головы на кольях, жужжание мух над трупами – кажется, перед съемками "Рэмбо IV" был внимательно отсмотрен трейлер к «Апокалипсису сегодня» /Apocalypse Now Redux/ (1979).
Собственно, жестокость – единственная уступка, которую Сталлоне как режиссер сделал современности: раньше его не хватило бы на сцену, где свиньи обгладывают ноги пленным. Самое же занятное, что в остальном ему и не надо уступать – похоже, современность сама идет на уступки Джону Рэмбо, и мир приобретает все более знакомые и понятные очертания образца начала восьмидесятых.
Что же касается самого героя, то фильм ставит в развитии образа Джона Рэмбо окончательную точку. Он найдет, наконец, мир в душе, признав, что есть те, чья миссия в жизни – помогать и лечить, и те, чья миссия – убивать и умирать за правое дело. От такого значительного итога размышлений ветерана, кажется, что тайна его личности приоткрылась, и его согласие помогать гуманитарной блондинке объясняется не романтическими, а куда более глубоким чувством – чувством родства.
В конце концов, остается странное чувство, что сам Рэмбо – это тоже блондинка, оказавшаяся не в том месте, не в то время и не в том теле.