Драма последнего праведника на прогнившей в страстях, грехе и глупости земле обрамлена мрачными грубыми шутками, но оставляет светлый след в душе, благодаря невероятной игре Брендана Глисона и энергичной режиссуре МакДоны
Непросто начинается неделя для отца Джеймса, священника церкви в отдаленном уголке Ирландии, – прихожанин в исповедальне угрожает убить его ровно через неделю, в воскресенье. Голос кажется Джеймсу знакомым, но потенциальный преступник остается не узнан, а соблюдение тайны исповеди не позволяет священнику обратиться в полицию. Джеймс начинает собственное расследование, отправившись на поиски заблудшей души к своим прихожанам. Семь дней копания в чужих грехах становятся семью днями очищения для отца Джеймса.
Режиссер Джон Майкл МакДона хоть и родился в Лондоне, по крови и в душе самый настоящий ирландец, просто энциклопедический. Ирландские корни особенно ярко проявились в его творчестве, обе режиссерские работы Джона – это не только настоящий путеводитель по улицам и берегам северного острова, но и коллекция образов и персонажей, характерных для страны, с одной стороны, вписавшейся в мировое сообщество, а с другой – хранящей специфику характеров, языка и даже взглядов на жизнь.
«Голгофу» принято называть «черной комедией», однако смешного в ней найдется совсем немного даже для тех, кто любит и ценит специфический умный британский юмор. Даже привычные в комедийных ролях актеры заняты здесь в непривычных для себя образах: ядовитый алкоголик Бернард из «Книжного магазина Блэка» (Дилан Моран) облачен здесь в изысканный костюм одинокого богача-филантропа, а всегда открытый и немного наивный Рой из «Компьютерщиков» (Крис О’Дауд) превратился в мясника из местной лавки, нелюдимого и не ладящего с супругой. Поэтому не стоит ожидать хохота в зале, юмор МакДоны скорее обращен не к поверхностному восприятию на уровне гэгов и сальных шуточек, юмор «Голгофы» – это мрачное чувство юмора самого Господа, который из всех детей своих наибольшие страдания ниспосылает самым верным своим сынам.
Отец Джеймс в исполнении блистательного Брендана Глисона – это образцовый священник, таких часто любят показывать в кино. Переосмысливший свое мировоззрение после смерти жены, образованный и не по сану умный Джеймс, по сути, является единственным верующим в своем приходе. Даже его коллега по сутане относится к церкви скорее как к формальности, как к работе, чем сохраняет веру в душе, что уж говорить про прихожан – кто-то из них изредка бывает в церкви, но лишь с целью «замолить грешки», другие же и вовсе разочарованы в Боге. А отец Джеймс между тем несет крест ничуть не легче Христова – мало того что его угрожают убить, негодяи сжигают церковь, кто-то убивает его старого пса, от старых приятелей не дождешься ничего, кроме зубоскальства и насмешек. Особенно интересно при этом выглядят размышления Джеймса о природе божественности, о вере. Циник и человек образованный борются внутри священника со слепой верой, не на каждый вопрос о Боге он может ответить, но попытаться сохранить веру в себе, вдохнуть в собеседника еще способен. И Джеймс делает это на протяжении всех семи дней, что отпущены ему на земле.
Фильм, впрочем, совсем не религиозен, скорее наоборот, чрезвычайно приземлен благодаря фантастическому набору актеров. Любоваться Глисоном можно бесконечно, открывающая картину сцена в исповедальне просто великолепна – снятая на крупном плане без монтажных склеек, она демонстрирует такой диапазон актера, такой калейдоскоп эмоций на его лице, что только за это «Голгофу» можно пересматривать и пересматривать. Но священник Глисон – это только шпиль храма, в его основании не менее характерные, хоть и шаблонные временами обиженный жизнью автомеханик, поколачивающий любовницу, циничный доктор, находящий удовольствие в полосовании человечьего ливера, полоумный писатель, зациклившийся на смерти, маньяк будущий и маньяк реализовавшийся, коррумпированный испорченный инспектор – каждый сыгран так, что мог бы удостоиться отдельного фильма. Действительно непросто вести такое стадо к Богу даже столь сильному пастырю, как Джеймс.
Зато понять и даже принять в этом фильме можно каждого, и именно это делает фильм необычайно живым и близким – несмотря на то что Ирландия находится на краю земли даже по европейским меркам, Бог в какой-то мере присутствует и там. Нужно лишь захотеть разглядеть его присутствие. Ну а то, что праведникам достается больше других, – то не вина Бога, это наша вина. Слишком зацикленных на себе, черствых, злых, серых людей, не способных отдавать даже в тот момент, когда воскресный выход на северный пляж может оказаться последней прогулкой на этом свете.