Жирная точка в печальной истории солиста главного панк-рок-коллектива нулевых.
Точно к десятилетней годовщине смерти Михаила Горшенева вышла заключительная часть дилогии об анархисте, колдуне и просто большом ребенке. Кажется, за последние полгода историю «Короля и Шута» зрители успели рассмотреть со всех возможных ракурсов и углов. Документальный проект Okko подводит под многомесячным трибьютом панкам-сказочникам финальную черту. Рассказываем, каким вышло завершение истории Михаила Горшенева.
Идея разбить проект «Михаил Горшенёв: Легенда о «Короле и Шуте» на две части и сделать между ними паузу в два месяца, конечно, объяснима только с точки зрения маркетинга. Фильм задумывался создателями как большое трехчасовое полотно, и во втором эпизоде это заметно. Повествование стартует с места в карьер — зрители присоединяются к группе «Король и Шут» во время первого турне по США в 2003 году. Хотя в начале нулевых коллектив находился на пике, Горшенев уже выглядит уставшим и, жалуясь на скуку, цитирует в камеру «Прогулку» Бригадного подряда.
Если в первой части Горшок находился в конфликте с собой на фоне зависимости, успеха и дикого нрава, то во второй кумир подворотен переключился на окружающих людей, с поправкой опять же на внутренних демонов. Вылезают невысказанные претензии сооснователю группы Андрею Князеву, затаенные обиды и страхи. Появляется ощущение давления времени — Горшенев задумывается, куда двигаться дальше. В одном из эпизодов Горшок стоит с сигаретой в руках в удручающем мраке какого-то коридора и рассказывает, что много лет назад был фанатом группы «Алиса»:
«Когда уже началось определенное влияние тусовки панковской… тогда я стал смеяться над «Алисой», что за фаны дурацкие… а сейчас, посмотри, «Король и Шут», что это… во что превращается все это дело?»
Измотанный и запутавшийся, Михаил Горшенев бунтует против нависающего над головой будущего, коллег-музыкантов, друзей и самого себя. А жесткая режиссерская рука Дарьи Иванковой с помощью резкого монтажа и сюрреалистичной анимации, вшитой в кадры хроники, тащит зрителя в 19 июля 2013 года. На экране проносятся конфликты, запои, одновременно скандальный и тихий уход из группы Князева и мюзикл TODD, на какое-то время ставший для Горшка отдушиной и последним делом жизни. Фронтмен «Короля и Шута» успел сыграть роль безумного цирюльника с Флит-стрит 16 раз, и, по словам появившихся во второй части документального фильма режиссера проекта Александра Устюгова и его помощницы Галины Игнатенковой, образ поглотил своего создателя.
Душераздирающий финал, в подробностях описывающий не столько сам день смерти Михаила Горшенева, сколько состояние всех причастных к трагическому событию, очень четко транслирует банальную, но важную мысль. Лишившегося поддержки музыканта, именуемого всеми большим обидчивым ребенком, погубило безразличие. В бытовом вихре собственных проблем порой теряются сигналы, которые подают нуждающиеся в помощи близкие люди. В ситуации с Горшеневым следить за собой и быть осторожным оказалось недостаточно — подводит мрачный итог Дарья Иванкова и ставит финальным кадром концерт памяти музыканта, где на сцене вместе с вполне живым Князем появляется голограмма поющего Горшка.