Вторичная антиутопия о мире, лишенном права на любовь.
Главные герои — молодая пара Анна (Джесси Бакли) и Райан (звезда «Медведя» Джереми Аллен Уайт) — живут в альтернативной реальности, где человечество давно превратило любовь в своего рода науку. Каждый желающий может подобрать себе идеальную пару с помощью специального устройства. Правда, взамен придется пожертвовать одним ногтем. И, несмотря на стопроцентную совместимость с Райаном, Анна чувствует, что что-то в их отношениях идет не так. В поисках ответов она устраивается на работу в институт, где занимаются измерением любви. Там Анна встречает Амира (Риз Ахмед) — между коллегами внезапно вспыхивают романтические чувства.
Имя греческого постановщика Христоса Нику неотделимо от имени мастера абсурдистского антиутопизма Йоргоса Лантимоса, поскольку Нику выступал в качестве второго режиссера в ряде его знаменитых картин. И Лантимоса, и Нику принято считать представителями, если не родоначальниками греческой «странной волны». Впрочем, Нику в градусе своей экстраординарности существенно уступает старшему коллеге, его дебютная работа — сатирическая драма «Яблоки» — идеальное тому подтверждение. Во всех отношениях камерная картина едва ли шокировала напускным гротеском, но пробивала на эмоции за счет маленьких человеческих трагедий, глубина которых постепенно возрастала до вселенских масштабов.
В фантастической драме «Ногти», снятой специально для стримингового сервиса Apple TV+, Христос Нику преданно следует выбранному тону повествования, вновь раскрывая перед зрителями громоздкий антиутопический мир, в котором люди внезапно забыли о том, как по-настоящему любить друг друга. Анна и Райан кажутся давно утратившими свой эмоциональный компас — их уверенность в отношениях строится на основе данных загадочной машины, определяющей совместимость по ногтям. Казалось бы, человечество наконец-то нашло идеальное лекарство от симптома одиночества в большом городе, своего рода гарантию «и жили они долго и счастливо». Но вместе с непоколебимой уверенностью в партнере герои утрачивают базовое человеческое право — право выбора. Возможность любить того, кого хочешь, без каких-либо гарантий и моральных оков. По сути, Нику раскручивает тезисы постепенно поглощающей наше общество культуры обезболивания: безопасность и комфорт в отношениях между людьми строятся не на взаимном доверии, а на невротическом побеге от конфликтов. В этом плане волшебная машина из будущего — универсальный способ решения любого внутреннего противоречия для тех, кто боится задать другому неудобные вопросы.
Идеи Нику сложно назвать новаторскими — в середине нулевых на эту же тему размышлял знаменитый британский технофоб Чарли Брукер в эпизоде антологии «Черное зеркало» под названием «Повесь диджея». У главных героев в исполнении Джо Коула и Джорджины Кэмпбелл была продвинутая версия «Тиндера», которая определяла срок романтических отношений. За счет менее растянутого хронометража и более эффектного визуала «Повесь диджея» даже спустя несколько лет после релиза кажется историей куда более убедительной, чем «Ногти». Предельная отстраненность Нику по отношению к своим персонажам сыграла с режиссером злую шутку — сложно снимать фильм о любви и не удариться в сантименты. В «Ногтях» отсутствие эмоционального ядра ощущается как болезненная пустота, которую так и тянет заполнить чем-то значимым, будь то красноречивый диалог или бурное выяснение отношений.
Тем не менее «Ногти» остаются проектом с так называемым кастом мечты — одна Джесси Бакли продает фильм с полуслова. Тем более, где еще вы увидите настолько неожиданный актерский любовный треугольник. Впрочем, невротическая природа отношений Анны и Райана уже в первой половине ленты отбирает у зрителя всякую надежду на антиутопический спин-офф «Медведя». Увы, в «Ногтях» Аллену Уайту уготована роль недостойного «побочного» бойфренда, чей чувственный диапазон едва ли перекрывает эмоциональный спектр зубочистки. Экранный дуэт Бакли и Ахмеда — самое чистое и красивое, что есть в картине, однако одними лишь актерскими усилиями «Ногти» вряд ли дойдут до наградного сезона.