Что посмотреть
Мамонты Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4zztp5tn
Рецензии

Честейн против Хэтэуэй: рецензия на фильм «Материнский инстинкт»

Страх, ненависть и паранойя в американской субурбии.

Добавить в закладки

Сюжет фильма разворачивается в 60-е годы, в неназванном американском городе. Главные героини — образцовые домохозяйки Элис (Джессика Честейн) и Селин (Энн Хэтэуэй), которые воспитывают двух мальчиков-погодков, Тео и Максима. Однажды в семье Селин происходит трагедия — ее сын Максим погибает. Невольной свидетельницей произошедшего становится Элис, которой не удается спасти мальчика. Гибель Максима больно бьет по дружбе женщин, навсегда дистанцируя их друг от друга: в отношениях Элис и Селин начинают процветать злость, вина и паранойя. Элис упорно кажется, что бывшая подруга хочет забрать у нее ребенка, сама же Селин выглядит абсолютно убитой горем матерью.

Энн Хэтэуэй в роли Селин на кадре из фильма «Материнский инстинкт»

Энн Хэтэуэй в роли Селин на кадре из фильма «Материнский инстинкт»

«Материнский инстинкт» является режиссерским дебютом французского оператора Бенуа Дельомма, в разные годы работавшего над фильмами Джулиана ШнабеляВан Гог: На пороге вечности»), Антона КорбайнаСамый опасный человек»), Джона ХиллкоутаСамый пьяный округ в мире», «Предложение»), Марка ХерманаМальчик в полосатой пижаме»). В основу сюжета картины лег одноименный роман Барбары Абель, вышедший в 2012 году. Шесть лет назад «Материнский инстинкт» довольно успешно экранизировал другой кинематографист — бельгиец Оливье Массе-Депасс. Фильм Массе-Депасса получил множество регалий, в том числе десять номинаций на бельгийском кинофестивале «Магритт», был показан на международном фестивале в Торонто, но до оскаровской гонки так и не дошел. 

Джессика Честейн в роли Элис на кадре из фильма «Материнский инстинкт»

Джессика Честейн в роли Элис на кадре из фильма «Материнский инстинкт»

Впрочем, голливудскому ремейку Бенуа Дельомма дойти до ярких софитов и красных ковровых дорожек также было не суждено. И это несмотря на заявленный амбициозный каст в лице Джессики Честейн и Энн Хэтэуэй. С обеими актрисами Дельомм уже где-то да работал: с Честейн, очевидно, познакомился на съемках «Саломеи», режиссерского дебюта Аль Пачино, а с Хэтэуэй — во время работы над адаптацией романа «Один день» Дэвида Николса. Как ремейк «Материнский инстинкт» Дельомма никакого велосипеда не изобретает и всячески пытается вторить стилю Массе-Депасса, являясь буквально покадровой версией картины бельгийца. От триллера, сюжет которого намеренно перенесли в середину 60-х, логично было бы ждать традиционного хичкоковского саспенса, однако и Массе-Деласс, и Дельомм в этом плане предпочитают обманывать надежды зрителя. Заявленная историческая эпоха в «Материнском инстинкте» выражается в лучшем случае в декорациях (классических американских домах и ретро-автомобилях), в худшем — в прическах и нарядах главных героинь, выбор которых вызывает повсеместное сомнение. Больше всего, конечно, досталось Честейн, которую превратили в бледную пародию на Грейс Келли

При том, что у бывшего оператора Дельомма были все шансы переплюнуть напряженный, но визуально бедный оригинал, снятый в предельно скучных планах и лишенный какой-либо работы с композицией. Но вместо этого он почему-то решил сконцентрироваться на противопоставлении двух главных героинь, наделив их контрастным цветом волос и абсолютно противоречивым темпераментом. Попустительству и самоуверенности Селин противостоит комплекс спасителя и гиперопека Элис, которая, вопреки подчеркнуто феминному образу, упорно отказывается слушать хваленую женскую интуицию. 

Джессика Честейн в роли Элис на кадре из фильма «Материнский инстинкт»

Джессика Честейн в роли Элис на кадре из фильма «Материнский инстинкт»

Стоит отметить, что ожидаемого противостояния двух оскароносных актрис в кадре все-таки не происходит (хотя очень хотелось бы). Основное повествование фильма сконцентрировано на растущем параноидальном бреде героини Честейн, в то время как персонаж Хэтэуэй большую часть времени находится в тени, готовясь для эффектного плот-твиста. При этом даже в недавней невзрачной «Айлин» Энн Хэтэуэй, которой откровенно идет эстетика 60-х, смотрелась куда привлекательнее. В «Материнском инстинкте» концентрация сил и экранного времени актрис все-таки очень неравномерна: большая часть переживаний Элис находится на поверхности, но что скрывается за действиями и решениями Селин, зритель не узнает никогда.

Мораль оригинального романа Барбары Абель стара и понятна: если тебе кажется, значит, тебе не кажется; опора на себя — базовая и, как показывает практика, единственная ценность человеческой личности, отсутствие которой ведет к психологической, а иногда даже физической смерти. Фильм Бенуа Дельомма, несмотря на явную нехватку художественной выразительности, подсвечивает этот тезис как надо и вполне может выступать в качестве урока нравственности для всех, кто решит прогнуться под изменчивый мир. Пусть лучше он прогнется под нас.

Текст: Оля Смолина
2 комментария
А
Кино хорошее, мне такие заходят. Посмотрела с интересом , но уверена, что забуду через несколько месяцев. Совершенно, как бы сказать, невыдающееся. Развязка - худшая часть, если честно
Хорошая рецензия, пообещали плот-твист, которого я по трейлеру и близко не углядела. Фильм повысился в списке "на просмотр"
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?