Колоритное, напряженное, истинно британское литературное произведение блистательно перенесено на экран. Даже зная развязку, невозможно не любоваться отличными актерами и блестящей атмосферой смертельной ловушки
Колоритное, напряженное, истинно британское литературное произведение блистательно перенесено на экран. Даже зная развязку, невозможно не любоваться отличными актерами, блестящей атмосферой смертельной ловушки и шикарными видами пустынного острова.
Восемь незнакомых друг с другом человек по различным анонимным приглашениям прибывают на отдаленный Солдатский остров. Вместо радушного приема экстравагантных хозяев компанию ждет лишь пара слуг да скверная погода Северной Британии, делающая невозможным самостоятельное обратное путешествие на «большую землю». Несмотря на кажущуюся невинность ситуации, уже первый вечер пребывания на острове превращается в сущий кошмар – всем десятерым таинственный голос зачитывает смертный приговор за их давние прегрешения, а кое-кто даже отправляется на тот свет. О случайном стечении обстоятельств не может быть и речи, десять пришельцев – это десять мишеней в чьей-то жестокой игре, не предусматривающей наличие победителя…
При всем разнообразии, представленном на рынке советской детективной литературы, Агата Кристи всегда занимала на полках наших родителей и дедов особое место – как и Артур Конан Дойл в романах о Шерлоке Холмсе, британская королева детектива редко делала акцент на социальном строе, но умела в любом сюжете продемонстрировать выпуклые характеры, поражала изобретательностью и разбавляла истории неповторимым английским духом. Кульминацией своеобразной благодарности наших соотечественников к миссис Кристи стала экранизация Станиславом Говорухиным повести «Десять негритят», участие в которой приняли самые яркие звезды кино 1980-х. Удивительно, но постановка Говорухина – едва ли не единственная полноценная экранизация этого произведения в мире, и даже странно, что британцы так долго ждали удобного момента, чтобы начать убивать на экране своих колоритных соотечественников.
Самое очевидное объяснение затянувшемуся безмолвию – тщательная подготовка, даже насквозь британская литература требует внимания со стороны экранизирующих ее англичан. И авторы с канала ВВС со своим «И никого не стало» подошли к вопросу со всей ответственностью. Как бы нам ни хотелось говорить о красоте говорухинских «Негритят», британского в них мало, и котелок на голове Владимира Зельдина – это совсем не то же самое, что безупречный костюм на Чарлзе Дэнсе. Да и Крымское побережье, с любовью демонстрируемое советским телевидением, похоже на скалы Северного моря только отдаленно. Теперь же зритель получил тот детектив, каким его задумывала Кристи, ровно в тех тонах, в той атмосфере, в тех декорациях, что изложены в книге, да еще и разыгранный блистательными актерами.
Актерский состав – это, как и в случае советской постановки, главное достоинство проекта. Перечислить участников смертельного рандеву несложно, но куда больше впечатляет послужной список исполнителей: здесь есть и гном из «Хоббита», и король из «Игры престолов», и ученый из «Парка Юрского периода», и злодей из бондианы, и Дама червей из «Алисы в Стране чудес» – что ни лицо, то целая иллюстрированная энциклопедия современного кино и телевидения. Вполне естественно, актеры устраивают в кадре пышное соревнование, пытаясь овладеть вниманием зрителей, и это заставляет постановку искрить еще ярче.
Конечно, мы все прекрасно знаем, кто убийца в этой колоритной истории, и на этот раз британцы пошли до конца, оставив концовку максимально близкой к оригинальному произведению Кристи, но это ничуть не уменьшает напряжения мини-сериала – три часа просмотра пролетают незаметно, даже если вы только что посмотрели «Десять негритят» и точно знаете последовательность смертей. В этом безусловная заслуга коллектива постановщиков, сюжет не мотает, как лодку в шторм, скорее действие похоже на восхождение по крутой лестнице, с которой сорваться нехитрое дело, а потому кульминация, очевидная для любого знатока детективов, будоражит так, словно о коварном убийце мы слышим впервые.
В последние годы детектив почти полностью перекочевал с больших экранов на ТВ, но для «И никого не стало» это не тесная клетка, а самый органичный формат – трехчасовое повествование, напряжение в котором растет каждую минуту. Мини-сериал ВВС – это не привычные американские сорокаминутные процедуралы, вылепленные по очевидной формуле, и не витиеватые философские расследования в духе «Настоящего детектива», растянутые на годы. «И никого не стало» – пример почти идеальной атмосферной постановки, затягивающей в очаровательный мрак безумия. Конечно, просмотр может испортить очевидный спойлер, подцепленный из первоисточника или фильма Говорухина, но удовольствие вы получите в любом случае – это настоящая Англия, которую невозможно не любить даже в самых кровавых ее проявлениях.