Выходит комедия "О чем говорят мужчины" -- экранизация спектакля "Квартета И". Чтобы разобраться, о чем же они говорят, нам пришлось сделать мужскую и женскую версии рецензии.
Четыре молодых человека лет сорока сбегают от жен, любовниц и назойливых партнеров по работе, садятся в джип и едут в Одессу на концерт группы "Би-2". По дороге они ночуют в страшном клоповнике в Бильдяжках, обедают в Киеве и переворачиваются уже на E95, но все равно успешно добираются до места назначения. Все это время они разговаривают – о бабах, о детстве, о том, как тяжело жить мужчине в сорок лет. Ноют, конечно, но смешно и узнаваемо: "А ты как бы хотел? Чтобы переспать с женщиной было как стрельнуть сигарету? "Девушка, простите, у вас не будет потрахаться? – Ой, извините, я бросила. – Поздравляю!".
Если предыдущее фильмы "Квартета И" – «День выборов» (2007) и «День радио» (2008) – имели, так сказать, общечеловеческое значение, а чтобы разобраться в том, есть ли правда жизни в экранизации "О чем говорят мужчины", мы решили представить два мнения о фильме – женское и мужское. Для объективности.
Женская версия.
Первый русский полнометражный мамблкор "О чем говорят мужчины" – это, понятно, кинофильм для девочек, билет на который надо рассматривать как свое рода эксклюзивное приглашение в обычно закрытый клуб, где в честь женского, вестимо, праздника прибрались и устроили день открытых дверей.
Итак, о чем же они говорят. Удивительное совпадение, но о женщинах. Нет, есть тут еще скетч про современное искусство, довольно точно выражающий народное к нему отношение, занимательная виньетка про то, что нормальный грузинский шашлык всяко лучше, чем дефлопе с крутоном, еще есть про фашистов, навязчиво являющихся в фантазии одному и героев… но это все так, отбивки. Дыхание перевести.
Чтобы между четырьмя героями возникало необходимое для интересной беседы трение, все четверо выставлены носителями разных, скажем так, отношенческих мировоззрений. Хаит играет убежденного бабника, который считает, что женщин должно быть много, ноги у них должны быть стройными, а отношения с ними должны быть непродолжительными. Демидов – сомневающегося холостяка, который, в принципе, согласен, что женщин должно быть много, однако рассматривает возможность однажды связать себя брачными узами. Ларин играет неверного мужа, который, что твой Бузыкин из "Осеннего марафона", никак не может выбрать между приземленной женой и возвышенной любовницей. Ну и, наконец, Барац выступает за мужа верного, чей самый страшный ночной кошмар, страшнее даже фашистов, – однажды узнать, что супруга ему изменяет.
Все четверо, на то и "Квартет "И", обаятельны, скучать не дают, шутят, в общем, смешно (хотя основной комический эффект возникает за счет узнавания: ах, ах, смску прям как с телефона сорвали), до "апатовщины" не опускаются (отчего главными половыми признаками женщин тут выходят как раз-таки ноги и умение строчить все те же смски не глядя), и более того, к финалу приводят всю дискуссию к, опять же, приятственному женскому сердцу выводу о том, что изменять плохо. Почему? Да потому.
Но тут, девочки, мы подходим к главной проблеме. Согласно официальной статистике, мужчина точнее опишет свою угнанную машину, нежели пропавшую жену. И тут можно бы даже расстроиться, что вот подсунули, изверги, вместо обещанной правды жизни хорошо отрепетированный спектакль. А можно, наоборот, воодушевиться, что вот, спасибо большое, полтора часа слушали про себя любимых, а могли бы и про пенальти с карбюраторами. Ну или как там называются эти штуки.
Мужская версия
Взрослые мужчины, когда собираются за бутылкой, говорят обычно о чем угодно, но чаще всего о тачках, пушках, мобилах, иногда о литературе, иногда о рыбалке. Сейчас вот еще женский керлинг появился. О женщинах мужчины между собой почти не говорят. Зачем? Ничего от этого хорошего не бывает, да еще можно выяснить целый ряд лишних сведений, без которых жизнь была бы немного легче.
Ну и, кстати, о том, что в детстве трава была выше, деревья зеленей, а собаки на вкус были гораздо слаще, взрослые мужчины тоже не говорят. Они и рады были бы, может быть, особенно после опусов Евгения Гришковца на эти темы, может, обсудить все это проникновенным голосом, но страшно – засмеют непременно, ближайшие друзья, одногоршечники, с которыми эту самую собаку и ели в свое время.
И что же получается, фильм "О чем говорят мужчины", в котором четыре друга, двое из которых женаты, обсуждают баб, детство и утраченную к сорока годам хрустальную мечту, есть чистая незамутненная ложь?
Да нет же, фильм выпускают под 8 марта. "Квартет И" в составе Ростислава Хаита, Леонида Бараца, Александра Демидова и Камиля Ларина, и режиссер Дмитрий Дьяченко сделали безупречный ход. Они выпустили женское кино про мужчин: что на самом деле в голове у этих волосатых чудовищ. Что само по себе очень умно: женщины ходят в кино чаще мужчин, а в смешанных случаях принимают решение о выборе фильма. Ну и поскольку кино – такой подарочек, параллельно с бледными голландскими тюльпанами на 8 марта, то и вся его логика, весь сюжет и все шутки предельно комплиментарны (но и смешны, кстати, причем не только женщинам; некоторые вещи все же очень узнаваемы).
О чем говорят мужчины? О женщинах. О чем они думают, даже когда вырываются на Черное море к щедрым Оксанам и знакомым клубным промоутерам? О них, родимых. О ком они пускают скупую мужскую слезу, когда настает время пьяной истерики? О той единственной, что так и не научилась варить борщ. Даже когда они бесятся и злятся и мечтают уже послать эту дуру к чертовой матери – все равно в глубине души и так далее.
Очень своевременное и полезное кино.