Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRHUdePP1a Okko Okko
Подборки фильмов

12 фильмов, имеющих неочевидный подтекст

Львиная доля выходящих в прокат картин не претендует на какие-то глубокие мысли. Поэтому чаще всего увиденное вами на экране прямолинейно и очевидно, к чему лишние заигрывания, когда есть четко поставленная простая цель

Добавить в закладки
Что конкретно ты имела в виду?

Львиная доля выходящих в прокат картин не претендует на какие-то глубокие мысли: комедия должна смешить, приключения – увлекать, хоррор – пугать, а мелодрама – выбивать слезы. Поэтому чаще всего увиденное вами на экране прямолинейно и очевидно, к чему лишние заигрывания, когда есть четко поставленная простая цель. Но есть и другой режиссерский и сценарный подход – превратить кино в своеобразный кочан капусты или луковицу, где под каждым слоем открывается новый смысл и появляются новые трактовки. Кому-то это удается хуже (критика апартеида в «Районе № 9» Нила Бломкампа торчит изо всех щелей), кто-то наловчился строить метафоры гораздо изящнее (библейский подтекст «мамы!» Даррена Аронофски раскрылся далеко не всем), а кое-кто достиг в этом эзоповом искусстве невиданных высот. Мы собрали для вас несколько картин, которые содержат совсем не очевидные, но достаточно крепкие аллюзии на социальные, психологические и даже политические проблемы. Большинство зрителей их даже не заметили, проверьте, насколько прозорливы вы.

Уничтожение индейцев

Кадр из фильма "Сияние"

Несмотря на то что несколько последних недель «Сияние» Стэнли Кубрика вспоминают исключительно в связке с очередным приступом так называемой «теории немогликов», в фильме якобы обнаружены отсылки на то, что США не посылали астронавтов на Луну, а сцены экспедиции Нила Армстронга и его коллег снял Кубрик в павильонах Голливуда. Но оставим это физикам, астрономам и психиатрам и обратим внимание на то, что действительно заложено в картину режиссером. А говорит Кубрик, как ни странно, о трагедии коренных народов Америки. Об этом напрямую беседуют персонажи («Оверлук» построен на месте старинного индейского кладбища), об этом кричит оформление лобби и номеров (стены и пол украшают индейские орнаменты), в какой-то момент слетевший с катушек Джек Торранс начинает говорить с призраками о «бремени белого человека». Даже погибший от рук писателя персонаж – чернокожий, «белая раса» торжествует. И опять же лежит Хэллоран на индейском ковре в окружении типичных рисунков коренных американцев.

Война во Вьетнаме

Кадр из фильма "Чужие"

Технологически продвинутые вооруженные силы отправляются с весьма сомнительными намерениями на край света, чтобы установить свои порядки, но гибнут, недооценив противника – местное население. Ничего не напоминает? О да! Это одна из самых болезненных мозолей на теле американской истории – вьетнамская кампания, принесшая стране позор и горе семьям по обе стороны земного шара. Разумеется, в первую очередь картина Джеймса Кэмерона – это продолжение феноменального сай-фай-триллера Ридли Скотта, но кто сказал, что у продолжения не может быть собственных мыслей? Самоуверенные космические десантники, сожранные ксеноморфами на Ахероне, в очередной раз напоминают о том, насколько трагическими могут быть шапкозакидательские настроения, хоть на Земле, хоть в космосе.

Технологии против человечества

Кадр из фильма "Муха"

Вышедший в 1986 году научно-фантастический хоррор Дэвида Кроненберга «Муха» критики того времени поспешили окрестить метафорой СПИДа, болезни, перед которой человечество оказалось совершенно безоружно. Режиссер на это только отшучивался и утверждал, что фильм истолкован неверно. Что ж, у нас есть для вас другой вариант трактовки драмы изобретателя Сета Брандла – герои «Мухи» оказались на передовой восстания технологий против человека. Там, где Кэмерон в «Терминаторе» был прямолинеен и отправил робота убивать людей, Кроненберг проявил умение облечь мысли в витиеватую форму – у него изобретатель становится жертвой собственного открытия, жертвой чудовищной, ужасающей, болезненной. Причем «Муха» – произведение гораздо более пессимистичное, чем «Терминатор», у Кроненберга главный герой не в силах противостоять «обновлению», тогда как Сара Коннор свою победу одержала-таки.

Иисус Христос

Кадр из фильма "Робокоп"

Поколение видеосалонов приняло фантастический боевик Пола Верховена с детской непосредственностью – круто же, робот-полицейский, стреляющий без промаха и способный пальцем впрыснуть преступнику яд, не может не быть кумиром мальчишек. Однако для серьезных людей картина 1987 года стала шарадой с десятком подтекстов, знаменитый Славой Жижек, например, увидел в ленте мощное философское исследование. Что же разглядели высокие лбы в обычной на первый взгляд стрелялке? Да не что иное, как указание на Христа. Жестокая смерть Алекса Мерфи – аналог распятия Сына Божьего, восстановление в качестве обновленного наполовину механического существа – соответственно Воскрешение. Вернувшись к людям и искупив их грехи, Робокоп несет закон, порядок и справедливость на улицы города. Да, Иисус не искоренял зло насилием, но и лет прошло достаточно – к началу третьего тысячелетия в мире многое поменялось.

Сегрегация

Кадр из фильма "Кто подставил кролика Роджера?"

Полуанимационная-полуигровая лента Роберта Земекиса «Кто подставил кролика Роджера?» никогда не считалась чисто детским зрелищем, скорее наоборот, путешествие в Мультаун адресовалось взрослым, а подтекст в свою картину автор вложил и вовсе весьма драматический – зрителям предлагалось сравнить отношения между людьми и мультяшками с сегрегацией, царившей в Америке еще совсем недавно. Обратите внимание, рисованных и живых персонажей «Кролика» всегда разделяет невидимая граница, они сторонятся друг друга, мульты даже живут отдельно – чем не «цветные» районы в «белых» городах? Другая очевидная параллель – мультяшки в основном заняты в шоу-бизнесе, что соответствует положению чернокожего населения США в первой половине прошлого века, они пели, музицировали, соревновались в спорте, снимались в кино (на втором плане, не выше), но не избирались во власть, не занимались политикой. Даже сюжетный поворот о прокладке через Мультаун шоссе – отсылка к многочисленным случаям сноса бедных «черных» кварталов в пользу элитного жилья для «белых».

Полицейское насилие

Кадр из фильма "Терминатор 2: Судный день"

Если повторения идеи первого фильма о противостоянии машины и человека в «Терминаторе 2» вам недостаточно, то у Джеймса Кэмерона есть для вас второй, более глубокий подтекст в фильме. То, что «жидкий терминатор» Т-1000 принимает облик полицейского, на самом деле не случайность и не пустая прихоть, режиссер хотел, чтобы антагонист в его картине символизировал неизбывную американскую проблему, полицейский произвол. Т-1000 маскируется под хорошего парня, под представителя власти, которому невозможно не доверять, но занят он совсем не службой и защитой, это буквально «оборотень в погонах», прямое указание на продажных копов и полицейских, превышающих свои полномочия при задержаниях и допросах. Пикантности этой отсылке добавляет и тот факт, что избиение полицейскими афроамериканца Родни Кинга, повлекшее беспорядки в Лос-Анджелесе, произошло как раз во время съемок «Терминатора 2», а сам инцидент произошел напротив бара, где снималась знаменитая сцена «Мне нужны твои одежда и мотоцикл».

Страх родительской ответственности

Кадр из фильма "Парк юрского периода"

Первое, что приходит в голову при просмотре фантастических приключений в «Парке Юрского периода» Стивена Спилберга, – это проблема «игры в Бога». Сюжет вполне очевидно говорит о том, что эксперименты человека с формированием новых живых существ, нарушение законов природы и вмешательство в ход эволюции не могут привести ни к чему, кроме катастрофы. Но взгляните на картину под несколько иным углом – Спилберг очень много говорит о страхе стать родителем и принять ответственность за новую жизнь. Появление из яйца маленького ящера, уход за больным трицератопсом – маленькие кусочки этого пазла, главное же то, как меняется отношение доктора Гранта к Лекси и Тимми. На протяжении всего фильма этому холодному ученому приходится взаимодействовать с детьми, и в финале он превращается в любящего «отца» для ребятишек. Как жизнь всегда находит выход, так и родительский инстинкт обязательно пробьется в каждом.

Борьба с гомофобией

Кадр из фильма "Люди Икс"

Разумеется, смысл страха перед непонятным и неприятие чего-то «не такого» изначально заложены в комиксы о Людях Икс. Человечество боится и ненавидит мутантов, даже когда они ничем внешне не отличаются от простых мужчины или женщины, что уж говорить о тех, кто имеет крылья, когти, синюю кожу или мех. Однако именно Брайан Сингер сделал это противостояние еще более пронзительным, проведя параллель между неприятием мутантов и угнетением и преследованием геев в современном обществе. Борьба Людей Икс за свои права, не только в первой картине, но и во всей серии фильмов, аналогична выступлениям за признание гомосексуальных браков и установление равноправия для людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Кстати, именно этот гуманистический посыл стал тем аргументом, который привлек в проект Йена МакКелена, – так что смысл этой комикс-экранизации много глубже, чем мы привыкли считать.

Половое созревание

Кадр из фильма "Человек-паук"

Тоби Магуайру в год выхода на экраны «Человека-паука» стукнуло 27, но на деле играть ему приходилось тинейджера, который только-только переживает половое созревание. Да-да, посмотрите на Питера Паркера непредвзято – мальчишку укусил радиоактивный паук, после чего у него стало меняться тело, появились мускулы, изменился взгляд и голос, он стал, простите, выделять что-то белое и липкое – настоящий пубертат. Что характерно, в бумажных комиксах Паркер не выделяет паутину какими-то специальными железами, это продукт технологий, которые подросток использует для передвижения по крышам и драк, у Рейми же все весьма пикантно – Питер увлеченно изучает процесс извлечения паутины, а на попытки тети Мэй войти к нему в комнату требует стучаться. Ничего не напоминает? Ох, Рейми, ох и проказник, куда только смотрела студия!

Война с терроризмом

Кадр из фильма "Темный рыцарь"

Что может быть проще почти восьмидесятилетнего противостояния Бэтмена и Джокера? Добро против Зла. Порядок против Хаоса. Закон против Анархии. Так было в «Бэтмене» Тима Бертона, но Кристофер Нолан – режиссер иного плана, у него все не так очевидно. Хотя и семи пядей во лбу быть не нужно, когда заходит речь о Джокере Хита Леджера – это вполне легко читаемый террорист, который приносит хаос на улицы Америки, который угрожает принятой системе правопорядка, который не считается с жизнями людей. Взрывы домов и подручные-смертники – очевидная параллель с событиями 11 сентября 2001 года. Тогда Бэтмен – это?.. Все верно. Джордж Буш-младший, президент США, объявивший мировому терроризму войну. Подтверждается эта догадка тем, что в фильме Брюсу Уэйну приходится прибегнуть к не совсем законному способу поиска Джокера, что вызывает неприятие, скажем, Люциуса Фокса. Это ли не отсылка к так называемому «Патриотическому акту», принятому на волне траура по рухнувшим Башням-близнецам и существенно ограничивающему свободы американцев?

Булимия

Кадр из фильма "Затащи меня в ад"

Так называемые расстройства пищевого поведения долгое время не считались чем-то страшным, однако к началу XXI века ожирение, анорексия, булимия и прочие болезни, имеющие в своей основе проблемы с едой, стали настоящим бичом человечества, не замечать который стало сложно. Мастер метафор и символизма Сэм Рейми откликнулся на проблему хоррором «Затащи меня в ад», хотя разглядеть этот подтекст не так просто. Одна из фанатских теорий гласит, что никакого проклятия в фильме просто нет – главная героиня всего лишь «сходит с ума» под воздействием расстройства приема пищи. Обратите внимание, Кристин часто кормит и поит в кадре других, но сама не берет в рот ни крошки, в своих видениях она то испытывает ужас при виде сочащегося жижей пирога, то чувствует, как злобные демоны откусывают части от ее тела. Даже в отсылках к прошлому девушка упоминает, что была упитанной, – все же на поверхности! Да и окружающие не видят вокруг ничего странного, только изменения в самой Кристин – так было проклятие или девушку сгубила булимия?

Холокост

Кадр из мультфильма "История игрушек: Большой побег"

Для всех нас, и детей, и взрослых, трилогия «История игрушек» – повод отбросить повседневные заботы и погрузиться в пластмассовые и тряпичные переживания симпатичных мультяшных героев. Однако за беззаботным отдыхом легко можно упустить метафору одной из самых страшных трагедий в истории человечества – глубоко внутри ящика с игрушками прячется аллюзия на холокост. Да-да, не удивляйтесь, вспомните детский сад «Солнышко», в который отправляются Баз и его друзья, – это настоящий концентрационный лагерь, в котором жестокие дети творят с куклами что хотят. Далее в мультфильме присутствует жуткая печь, в которую едва не отправляются любимые персонажи, а их чудесное спасение заканчивается обретением «Земли обетованной – Израиля» в доме Бонни. Сходится? Еще как! Разве что Лотсо далек от образа Гитлера, ну так и портретного сходства никто не обещал.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?