Кто может отказаться от услуг знаменитой красавицы и лауреатки «Оскара»? Оказывается, на это способны студии Marvel и Walt Disney
Чтобы понять роль Джейн Фостер в комиксной и экранной саге о Торе, отвлечемся ненадолго от мира Marvel и присмотримся к двум самым знаменитым супергероям DC Comics – Супермену и Бэтмену. Что их отличает? Многое. Но прежде всего то, что один из них – человек, а другой – пришелец. А еще то, что у инопланетянина Супермена есть постоянная возлюбленная Лоис Лейн, а романтическая жизнь человека Бэтмена всегда была неопределенной и запутанной.
Это неслучайно. Чем дальше персонаж от читателей и зрителей, тем важнее его «очеловечить», наделить понятными и близкими людям переживаниями. Никто из нас не знает, что чувствует могущественный пришелец, когда поворачивает вспять время, но почти все мы знаем, что значить любить и быть любимым. Поэтому Лоис Лейн исключительно важна для «Супермена». Отношения с ней приземляют и очеловечивают Кал-Эла. Они превращают «Человека из стали» в Кларка Кента.
Напротив, Брюс Уэйн человечен без объятий и поцелуев. Его земное происхождение и трагическая предыстория сами по себе «очеловечили» миллиардера. Мало кто из нас владеет несметными богатствами, но все мы можем представить себя на месте сироты, который мечтает, чтобы больше ни один ребенок не лишился семьи по вине злодеев и суперзлодеев.
Когда на студии Marvel придумали Тора – точнее, адаптировали скандинавского бога для нужд фантастических супергеройских комиксов, – сценаристы пошли по пути комиксов о Супермене. Попав на Землю и обзаведясь человеческим альтер эго, уроженец Асгарда становился врачом и влюблялся в медсестру Джейн Фостер. Как и в случае с Кал-Элом, роман с Джейн «заземлял» существо, которому в противном случае было бы трудно сопереживать.
Однако если Супермен был придуман как сирота, то у Тора с самого начала была большая семья, которая играла существенную роль в его приключениях. Поэтому Фостер для его истории была не так важна, как Лоис Лейн для истории Супермена. Сложные отношения Тора с его отцом Одином, братом Локи и другими асгардскими родственниками по-своему очеловечивали бога. Ведь все мы знаем, как трудно бывает с родителями, братьями, кузенами.
Чем лучше прорабатывались в комиксах семейные конфликты Тора, тем менее значимой становилась роль Фостер как «заземления» супергероя. Поэтому со временем их отношения развалились. Сценаристы комиксов пожертвовали этим романом, чтобы разнообразить личную жизнь героя и удержать внимание заскучавших читателей. Существенно, что главной любовью Тора в определенный момент сделали уроженку Асгарда Сиф, основанную на одноименной скандинавской богине земли. Тор к тому времени был настолько очеловечен, что он больше не нуждался в земной возлюбленной, чтобы публика могла ему сопереживать.
Фильмы о Торе проделали тот же художественный путь, только за куда более короткое время. Джейн Фостер была нужна в первом «Торе», чтобы связать инопланетного принца с Землей, до которой ему в прошлом не было никакого дела. Но человечность Тора, необходимая для зрительского сопереживания, проявлялась не столько в романе с Джейн, сколько в противостоянии с Локи и Одином. Последующие появления Тора в фильмах Marvel – прежде всего в «Мстителях» – тоже преимущественно лили воду на семейную, а не на романтическую мельницу, и быстро стало ясно, что участие Джейн в продолжениях эпопеи не обязательно.
Но «не необходима» не значит «нежелательна». Пеппер Поттс не нужна для очеловечивания Тони Старка, но фильмы о Железном Человеке выигрывают от участия Гвинет Пэлтроу и ее обаятельной героини. Марвеловцы вписали Джейн Фостер в сюжет «Тора 2: Царство тьмы», и они вполне могли продолжать ее использовать. Тем более что, при всей ее известности и популярности, Натали Портман отнюдь не самая высокооплачиваемая звезда, и ее приглашение в позднейшие блокбастеры о Торе не разорило бы инвесторов из Walt Disney.
Что же случилось с Джейн Фостер? Отчасти отказ от нее связан с тем, что Портман очень не понравилось, когда Marvel во время работы над «Тором 2» заменила женщину-режиссера Пэтти Дженкинс на мужчину-постановщика Алана Тейлора. Однако этот закулисный конфликт не был столь значимым, чтобы Портман и Marvel только из-за него разошлись и больше не сотрудничали.
Основная причина в другом. Как это ни парадоксально, убежденная феминистка Портман стала жертвой борьбы за равенство героев и героинь. Ее придуманная в другую эпоху героиня даже после профессионального апгрейда (напомним, что в фильмах Джейн превратили из медсестры в астрофизика) не кажется ровней инопланетному божеству. Рядом с Тором она неизбежно оказывается «девой в беде», что совершенно не отвечает прогрессивным голливудским стандартам. Недавно в комиксах эту проблему попытались решить, передав Джейн молот Тора и объявив ее «новым Тором». Но фанаты эту нелепую сюжетную линию не приняли, и марвеловцы совершили бы большую ошибку, если бы попытались таким образом сделать Джейн «крутой» на экране.
Поэтому в «Торе: Рагнарёк» Тор рассказывает, что расстался с Джейн, а затем знакомится с Валькирией – могущественной асгардской воительницей, которая живет на другой планете, пьет как лошадь и поставляет гладиаторов для грандиозной арены. Валькирия достаточно сильна, чтобы на равных биться с Тором, и это по нынешним блокбастерным меркам делает ее куда более подходящей экранной парой для бога. Правда, Тор и Валькирия в фильме глазки друг другу не строят (им попросту не до этого), но у них еще все впереди! При этом играет Валькирию темнокожая звезда «Крида: Наследие Рокки» Тесса Томпсон, так что Портман еще и пала жертвой политкорректности. Посмотрим, как это будет принято западной публикой!