Грандиозная и абсолютно противоположная Голливуду мифологическая постановка об индийском богатыре, борющемся за свою любовь и счастье своего народа
После показанной в первом фильме победы войск Шивагами над племенами Каллакеи королева назначила своего сына Бхаллаладеву верховным главнокомандующим, а трон передала Бахубали. Тут же начались поиски невест для двух принцев – но пока Бхаллаладева ожидал предложений во дворце, Бахубали с верным помощником Каттаппой отправился на поиски любви сам и нашел ее в соседнем царстве, очарованный красотой принцессы Девасены. Однако и здесь пути братьев пересеклись, в борьбе за сердце Девасены Бахубали оказывается перед выбором: оставаться ли и дальше рядом с матерью править королевством, но лишиться Девасены, или же поставить любовь на первое место и навсегда лишиться привилегий королевской крови в вечном изгнании. Для любимца индийского народа выбор очевиден – Бахубали оставляет дворец.
Это в Голливуде можно смело смотреть «Кошмар на улице Вязов 4», «Сумерки. Сага: Затмение» или «Тор: Рагнарек», не особо заботясь о том, что не видел предыдущие части – стандарты написания сценариев за океаном таковы, что, во-первых, вам обязательно вкратце разжуют, что происходило раньше, а во-вторых, сюжетно подобные ленты не требуют перенапряжения, в них прекрасно понятно, кто есть кто и чем он занят в кадре. Но убереги вас Шива смотреть «Бахубали» со второй части – для того чтобы уловить все хитросплетения отношений персонажей, разобраться в хронологии и географии сюжета и к финалу отличить Добро от Зла, придется не просто посмотреть фильм «Бахубали: Начало», вышедший еще в 2015-м, но и сделать записи в блокнотике, иначе вся картина вам не раскроется.
Дилогия «Бахубали» – это даже не «Хоббит» Питера Джексона, который снимали весь одновременно в целях экономии средств, а затем дробили на три части, в каждой из которых была своя атмосфера. Это буквально один очень большой фильм, разделенный на две части, не существующие друг без друга. Достаточно отметить хотя бы то, что огромный флешбэк – рассказ Каттаппы о детстве, юности, восхождении на трон и низвержении Амарендры Бахубали – занимает едва ли не две трети сдвоенной картины и обрывается в «Начале» на полуслове. Горе тем, кто отправится смотреть на «Рождение легенды» «неподкованным».
Но и просмотр предыдущей части накануне «Рождения» не всегда дает преимущество, ведь зрителю, выросшему на европейской и русской мифологии, в системе морали и общественных отношений так называемого «западного мира», «азиатчина» может оказаться непонятным нагромождением странностей. Здесь непривычны отношения королевы Шивагами с отцами двух своих сыновей, странна исполнительность тех, кто дает клятвы, и преданность тех, кто становится свидетелем заговоров. Что уж говорить о безропотном поклонении народа своим правителям и беззаветной преданности воинов своим командирам – на Западе давно перестали снимать так искренне и бесхитростно, даже сказки у нас теперь стали продуктом постмодерна.
В Индии же все прямолинейно – когда героям хорошо, они поют и танцуют, когда плохо – гневаются и рвутся в бой. Персонажи «Бахубали» в этом отношении отражают весь накопленный Болливудом опыт, это идеальный индийский фильм для тех, кто с традициями страны знаком по «Танцору диско» или в лучшем случае по «Миллионеру из трущоб». Это густая смесь из традиционного эпоса и современных технологий съемки, это глубокая драма отношений матери и сына и двух братьев, но в то же время легкое зрелищное кино со множеством трюков, экшен-сцен и грандиозных экранных баталий с массовкой в тысячи человек. Разумеется, это вполне универсальная сказка, как и наш недавний рекордсмен «Последний богатырь», но это сказка, замешанная на традициях, национальной культуре, особенностях религии и истории. Это отличная визитная карточка для тех, кто ищет способ познакомиться с Индией.
Конечно, в фильме есть к чему придраться. От классических индийских боевиков в «Бахубали» остались знаменитые драки, в которых герой топает ногой, и десять его соперников улетают, как от атомного взрыва. Перерывы на песни отчетливо рвут ритм повествования, что несколько непривычно для европейцев и американцев. Увлечение спецэффектами не во всем пошло на пользу – кое-где фильм выглядит как видеовставка к компьютерной игре конца прошлого века. Но менее зрелищным это «Бахубали» не делает, на большом экране картина завораживает обилием красок и разнообразием звуков.
Несмотря на давние культурные связи наших двух стран, индийское кино на больших экранах сегодня не самый частый гость, но если в расписании кинотеатра вам попался «Бахубали», смело берите билет – это кино доставит массу удовольствия, даже если серьезно принять «последнего индийского богатыря» у вас не получится. Не споете, так попляшете!
С 11 января в кино.