Квадратно-гнездовая криминальная драма "Грязные делишки", пытающаяся местами быть боевиком, а местами -- комедией, свидетельствует не только, что глухая провинция не всегда называется Конотоп, а вполне может быть Сиднеем. Еще четче фильм Дэвида Сизара подводит черту под кино XX века. В нем все есть, как у Райкина, но чего-то все время не хватает...
XXI века нет, что по ходу просмотра приводит к мысли, а может, его вообще нет?
И ни при чем здесь факт, что действие "Грязных делишек" разворачивается в 1969 году. Это только дало возможность стилизации – шляпки с полями на тетках и дядьках, темные очки типа "стрекоза", нецветные телевизоры. Стилизация в фильме есть, все профессионально. Сюжет "ретро" не менее убедителен. К австралийскому главному рэкетиру, прекрасно чувствующему себя при доме с бассейном, жене, сыне, любовнице, двух подручных и одном придурочном конкуренте, нагрянули две беды – племянник, вернувшийся из Вьетнама, эдакий скупой рыцарь без страха и упрека, и пара нью-йоркских коллег с заданием съесть его бизнес. Мы вам – одноруких бандитов нового поколения, вы нам – хозяйство в лавке. Одного подручного шлепнули, другому нельзя больше верить, племянник спину прикроет, зато уведет любовницу. Рэкетир матюкнулся, в который раз договорился с единственным верным другом – инспектором местной полиции, и разрулил ситуацию по-нашему, по-австралийски. Все в принципе достоверно: тихая кровавая стрельба, сухая бескрайняя пустыня, ржавые форды-пикапы, человеческие отношения.
За отношения отвечает букет шикарных актеров. Рэкетир – Брайан Браун ("Иллюзия убийства", "Поющие в терновнике"), старший нью-йоркский коллега – коэновский Джон Гудман ("Большой Лебовски", "Бартон Финк"), жена – Тони Коллетт ("Свадьба Мюриэл", "Часы"), инспектор – Сэм Нилл ("Мертвый штиль", "Пианино"). Они в принципе плохо играть не умеют, все – звезды масштаба наших "мхатовских стариков", но у Нилла как самого занятого на съемки было только две недели, поэтому выложился особенно сполна. Легкая невозмутимость абсолютно продажного мусора, который ночью, увидев кровавую кашу, устроенную другом Брауном из предателя и конкурента, моментально соображает: "Какая трагедия! За что они двое убили друг друга?!" – это очень даже неплохо.
Вон сколько всего есть. Есть, где улыбнуться и где отвернуться. При этом кино как кино совершенно безнадежно. Нет предмета. Ежу понятно, что либо Браун ситуацию разрулит, либо не разрулит. В одном случае будет подобие комедии, в другом – подобие триллера. Но из сегодняшнего дня еще понятней, что и в 1969 году, когда мужик не в системе, не политик и не магнат – значит, провинциал, мелочь, частный случай. Лишь в своем узеньком мирке он может наивно чувствовать себя главным, но даже "все, собираю вещи, еду в Конотоп" – это тоже старый анекдот, очень старый, больше не работающий. Таких мирных рэкетиров больше нет и не может быть, наивность не прощается даже на старте, даже на необитаемых атоллах Тихого океана, и ничто не спасет "Грязные делишки" от мелкотемья, связанного с отсутствием реального конфликта между обывателем и системой. Не спасает бесстрастие интонации, не спасает философически-поэтическая концовка. Ах, деньги, большие деньги разлетятся по пустыне за спинами уходящих бывших бандюков, решивших любить друг друга и честно готовить пиццу, так как это дело они тоже любят. Ах, любовь скроет нас в шалаше.
Система в тысячу раз хитрее любого шалаша, а также дома с бассейном, жены, любовницы, двух подручных, одного придурочного конкурента, и это сегодня знал бы даже маленький сын, а фильм об этом без понятия. Поэтому, когда ему дают два местных "Оскара" и еще две номинации и рекламируют как "Крестного отца" из страны "Крокодила Данди", как-то неловко за австралийцев. "Крестный отец" все-таки тоже снимался в XX веке и смотрится сегодня лишь классически-ностальгически.
Текст:Екатерина Тарханова
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.