Термин dark academia — или темная академия — обрел бешеную популярность в Сети в 2010-х. Чаще всего выражение употребляется в разговоре о художественной литературе: например, ярким примером поджанра считается роман Донны Тартт «Тайная история», который после выхода в 1992 году обрел толпу поклонников и породил огромное число литературных подражаний..
Так что же представляет собой dark academia? Закрытое учебное заведение, университетский кампус, тяга к знаниям, готический антураж, флер мистики и даже наличие убийства — все это является составляющими стиля. В кинематографе тоже можно выделить фильмы в духе dark academia. Некоторые из них появились задолго до возникновения термина, другие, напротив, вышли на волне его популярности. Октябрь — идеальное время, чтобы погрузиться в темную академию. Рассказываем о 10 фильмах, которые обладают чертами чарующей эстетики.
Сложно представить более подходящий пример фильма в стиле dark academia, чем творение Питера Уира. Элитная школа для юношей, подростки в твидовых пиджаках, осенняя листва на территории кампуса задают настроение — всего этого было бы достаточно, чтобы попасть под критерии поджанра. Но и на сюжетном уровне картина как нельзя лучше передает дух темной академии: в 1959 году в школе появляется новый учитель (неподражаемый Робин Уильямс), который тотчас завоевывает любовь подростков. Мистер Джон Китинг повторяет как мантру carpe diem и заражает любовью к классической поэзии — не только учеников, но и зрителей по ту сторону экрана.
Совсем скоро молодые люди создадут закрытый кружок под названием «общество мертвых поэтов», где будут вслух зачитывать стихи и искать собственный голос среди речей великих. К слову, романтизация гуманитарных наук — одна из ключевых черт dark academia. Без трагичной линии тоже не обошлось — будьте готовы, что сердце разобьется вдребезги. Но все же «Общество мертвых поэтов» оставляет теплый осадок: после просмотра и пролитых слез хочется искать красоту в обыденном, читать больше книг и чаще прислушиваться к внутреннему «я».
«Улыбку Моны Лизы» можно назвать «Обществом мертвых поэтов» для девочек. Действие вновь переносит нас в 1950-е в учебный корпус. Но вместо изучающих литературу парней в классе сидят разбирающиеся в искусстве юные леди. Вскоре в их жизни появляется мудрая наставница — молодая учительница Кэтрин Энн Уотсон в исполнении Джулии Робертс. Свободолюбивая преподавательница выделяется среди консервативных коллег и вносит небольшой хаос в жизнь школьниц. Подающие надежды американки до знакомства с Кэтрин и не задумывались, что можно посвятить себя не только семье, но и карьере. Впрочем, и Энн Уотсон предстоит многому научиться у своих подопечных.
Стоит подчеркнуть, что «Улыбка Моны Лизы» относится к dark academia лишь на визуальном уровне. Поклонники эстетики не останутся равнодушными от видов колледжа Новой Англии, клетчатых нарядов, ретро-антуража. Но феминистское послание Майка Ньюэлла лишено меланхоличного настроения и ощущения таинственности.
Если же душа требует загадочности и мрака, то обратите внимание на «Трещины». Лента Джордан Скотт погружает зрителей в английскую престижную школу-интернат. Компания подруг боготворит свою преподавательницу — роковую даму мисс Джи, которую безупречно сыграла Ева Грин. Все меняется, когда в классе появляется новенькая: Фиамма (Мария Вальверде) видит учительницу насквозь и быстро понимает, что та скрывает множество секретов.
Редко когда в фильме в эстетике dark academia можно встретить в главных ролях не томных молодых парней, а юных девушек с блеском в глазах. По этой причине «Трещины» — своего рода скрытая жемчужина поджанра, оставшаяся в тени той же «Улыбки Моны Лизы». В фильме поднимаются вопросы одержимости, соперничества, разочарования в кумирах — иными словами, темы, которые чаще других появляются в произведениях в духе темной академии.
«Школьные узы» можно с натяжкой сравнить с «Обществом мертвых поэтов». На самом деле две картины схожи лишь на визуальном уровне: 1950-е, привилегированная школа для мальчиков, на дворе неизменно холодная пора, а ученики ходят в идеально выглаженных костюмах. Однако лента Роберта Мэндела поднимает совершенно иные темы: вместо воодушевляющих монологов о силе образования на первый план выходит разговор о нетерпимости в элитарной среде.
Главный герой Дэйвид Грин (Брендан Фрейзер) попадает в престижное заведение, выпускники которого один за другим поступают в университеты Лиги плюща. Подросток из еврейской рабочей семьи оказывается в совершенно новой среде, где его чувство одиночества с каждым днем лишь усугубляется. Дело в том, что богатые школьники проявляют антисемитизм, из-за чего Дэйвиду приходится скрывать свое происхождение во избежание конфликтов. Каст — еще одна веская причина включить «Школьные узы»: помимо Фрейзера в картине сыграли Мэтт Дэймон, Крис О’Доннелл и Бен Аффлек.
Произведения dark academia довольно часто демонстрируют темную сторону закрытых кружков, внутри которых царит неприятие «других». «Школьные узы» далеко не единственный пример такого рода. «Клуб бунтарей» Лоне Шерфиг, например, целиком и полностью посвящен теме тайных обществ в авторитетных университетах. Британские звезды Сэм Клафлин, Сэм Рид, Дуглас Бут, Фредди Фокс, Олли Александр и Джош О'Коннор играют неприятных студентов, которые уверены, что они выше закона и правил, а значит, могут делать все что заблагорассудится.
В Оксфорде многие первокурсники грезят о вступлении в тайное общество под названием Клуб бунтарей. Но попасть туда могут лишь избранные, готовые пройти ряд испытаний: ими оказываются новички Алистер (Сэм Клафлин) и Майлс (Макс Айронс), между которыми тотчас возникает искра конкуренции. И если первый, избалованный деньгами и властью, чувствует себя в своей тарелке, то второй, напротив, совсем скоро осознает этическую неоднозначность закрытого клуба. Стоит предупредить, что «Клубу бунтарей» не хватает драматургического мастерства и декадентского антуража, чтобы быть образцом dark academia. Но фильм показывает моральное разложение привилегированной верхушки и квинтэссенцию высокомерия в университетских братствах — а это, как известно, одни из главных сюжетных дилемм поджанра.
Питер Уир еще до «Общества мертвых поэтов» подарил миру фильм в мрачной университетской эстетике: в 1975 году состоялась премьера картины «Пикник у Висячей скалы». История о потерянных воспитанницах колледжа пленяет мистическим антуражем и от первых кадров до самых титров пугает тревожным настроением. Что еще нужно поклонникам dark academia?
1900 год, Австралия. В последний День святого Валентина XIX века группа учениц женского колледжа вместе с двумя наставницами отправляется на пикник у Висячей скалы. В дикой природе начинают происходить странные вещи: время на часах останавливается, а вскоре три ученицы и одна учительница бесследно пропадают. Таинственный финал породил множество интерпретаций: у каждого зрителя родится собственный ответ на вопрос «что же случилось?». «Пикник у Висячей скалы» основан на одноименном романе Джоан Линдси, который также относят к литературным примерам dark academia.
Прошлогодний «Солтберн» разделил публику на два лагеря: одни сочли картину чересчур претенциозной и при этом поверхностной, другие же не смогли отвести взгляд от обстановки оксфордского быта и загородного поместья британских аристократов. Фильм Эмиральд Феннел отлично передает стиль dark academia. Во- первых, действие начинается в университете: любители кампусной эстетики не останутся равнодушными от видов величественных построек и разговоров о литературе. Во-вторых, история вращается вокруг изгоя, который пытается войти в круг привилегированных и богатых, — а это повторяющийся троп в сюжетах поджанра. Ну и, в-третьих, в картине есть убийство, а значит, перед словом dark можно смело ставить галочку.
Оказавшись в Оксфорде, обычный парень Оливер (Барри Кеоган) заводит дружбу с Феликсом (Джейкоб Элорди) — представителем высшего класса. Совсем скоро новый приятель приглашает Оливера провести лето в его семейном поместье Солтберн. Герой попадает в мир, о котором всегда мечтал и который отныне больше не захочет покидать. Нетрудно догадаться, что Феннел вдохновлялась «Возвращением в Брайдсхед» Ивлина Во: роман даже упоминается в самом фильме. Кстати, адаптация 2008 года с Мэттью Гудом в главной роли тоже может порадовать поклонников dark academia.
Биографическая драма о Дж.Р.Р. Толкине не привела в восторг критиков. Возможно, фильм с Николасом Холтом и вправду не является образцовым байопиком. Но картина Доме Карукоски может полюбиться поклонникам британского автора и стиля dark academia. Режиссер исследует юношеские годы мастера и товарищество в университетском мире. А еще напоминает зрителям, каким был известный писатель до того, как преподнес человечеству подарок в виде эпопеи о Средиземье, — безумно талантливым студентом с обычными проблемами, страхами и желаниями.
Толкин и его одержимые литературой друзья создают маленький кружок под очаровательным названием «Чайный клуб и Барровианское общество». Четверо молодых друзей проводят часы за обсуждением искусства, мифов, книг и поеданием сладких булочек. Все это не может не тронуть сердца почитателей dark academia. Ведь многие за это и любят мрачную эстетику — за романтизацию самых обыденных на первый взгляд вещей.
Представьте себе синтез нежного сай-фая и dark academia — именно таким является фильм Марка Романека «Не отпускай меня». Экранизацию одноименного романа Кадзуо Исигуро принято скорее ругать, нежели хвалить: режиссеру действительно не удалось грамотно перенести на экран одно из ключевых произведений XXI века и передать эмоциональный надлом персонажей.
Тем не менее картина вписывается в рамки нашего разговора. Стиль dark academia раскрывается в фильме в самом начале, когда герои учатся в идиллической английской школе-интернате, а зритель с первых кадров понимает, что здесь происходит нечто странное. Совсем скоро мы узнаем, что перед нами не просто дети, а клоны, которые растут вдали от окружающих и обречены на участь доноров. Грустная фантастика о потерянных и предельно одиноких друзьях пронизана экзистенциальным ужасом и чувством отчаяния. Благодарить за это стоит в первую очередь каст мечты: Кэри Маллиган, Кира Найтли и Эндрю Гарфилд — трио, с которым хочется посидеть и поплакать на берегу холодного моря.
Новомодный термин обрел небывалую популярность лишь в 2010-х, но миллениалы росли на «Гарри Поттере» и из года в год впитывали любовь ко всему магическому и академическому. Да-да, вселенная Джоан Роулинг идеально вписывается в эстетику dark academia. Посудите сами: действие разворачивается в школе чародейства и волшебства, которая располагается рядом с темным-темным лесом, ученики, укутавшись в шарфы, проводят время в библиотеках и комнатах отдыха возле камина, а главный герой пытается вписаться в мир, о котором раньше ничего не знал. «Гарри Поттер» состоит из мистики, древних секретов и маленьких трагедий. Если вы думали, что dark academia — что-то далекое от вас, то не спешите с выводами. Может, на самом деле вы давно являетесь поклонником эстетики, столь пламенно идеализирующей учебный процесс в готических зданиях.
Я бы ещё добавила сюда "Kill your darlings", мне понравился