Очень достойный как набор отдельных хоррор-сцен, но не особенно цельный сиквел. Хотя в любом случае «Заклятие 2» на голову выше многого из того, что было снято в страшном жанре в последние пару лет
В городке Энфилд, что в Англии, в доме матери-одиночки Пегги Ходжсон (Фрэнсис О’Коннор) начинаются сверхъестественные явления. Все начинается с младшей дочери Пегги, Джанет (Мэдисон Вулф), но так как девочка слывет врунишкой, ей не сразу верят. А когда проявления нечистой силы становятся очевидными даже для случайных людей, полтергейст заходит так далеко, что справиться с ним будет трудно даже приглашенным из Штатов экспертам по нечисти Эду (Патрик Уилсон) и Лоррейн (Вера Фармига) Уорренам.
Приятно, когда постановщики сохраняют верность любимому жанру, и Джеймс Ван определенно еще долго будет радовать нас хоррорами – даже несмотря на то, что другие жанры (смотри «Форсаж 7») покоряются ему с такой же легкостью, как и страшный. Другое дело, что «Заклятие 2», при всей его внешней эффектности и в хорошем смысле мейнстримности, фильм в каком-то смысле проходной, созданный не потому, что автору подвернулась интересная, захватывающая история, а из-за того, что у него в одном месте засвербило снимать.
Лучше всего структуру «Заклятия 2» описывает строительный набор из однотипных кубиков, вот только кубики эти в данном случае не ставятся друг на друга, а раскладываются рядышком – так, чтобы их можно было без угрозы для конструкции менять местами, переставлять, а при желании и убирать вовсе (что изменилось бы без эпизода в полузатопленном подвале?). Реальная история полтергейста в Энфилде (более-менее внятно, пусть и без сомнений в его мистической природе, рассказанная в недавнем мини-сериале от BBC с Тимоти Споллом) с происходящим в «Заклятии 2» имеет не так уж много общего – Ван перекроил ее под свою привычную «астральщину» и разбил на череду мало связанных между собой саспенс-сцен.
Каждая из этих сцен – практически законченная хоррор-короткометражка, реализованная с головокружительной виртуозностью настоящего маэстро, необычайно тонко чувствующего жанр. Будь то эпизод, воссоздающий события в печально известном Эмитивиле, столкновение Лоррейн Уоррен с демонической монахиней в своем доме или допрос Эдом призрака, положившего глаз на Джанет, в каждом из них есть все, чтобы заставить зрителя почувствовать приятные мурашки по коже, – блестящая операторская работа, точеный монтаж, мастерский грим.
Но в то же время стержень, на который эти отдельные хоррор-сцены нанизаны, говоря грубо, «не стоит». Псевдореальные события плохо стыкуются с довольно-таки «мультяшными» монстрами (особенно выбивается Горбун, который показался бы карикатурным даже в рамках более-менее семейного «Астрала»), а общая логика паранормального расследования Уорренов (исчерканная Библия, зашифрованные послания от призрака, кочующий по миру демон) местами ударяется в откровенную бредятину.
Для чего это сделано, понятно – Ван не задавался целью близко к тексту экранизировать историю Энфилдского полтергейста, ему нужно было создать массовое шоу ужасов, в котором зрителя, как в хоррор-аттракционе, везут на игрушечном поезде из одной «комнаты страха» в другую – с парой перерывов на туалет (этой цели в «Заклятии 2» служит мелодраматическая линия страха Лоррейн за мужа – немного чужеродная, но все-таки весьма милая). С этой точки зрения со своей задачей он справился на отлично, что доказывают и впечатляющие кассовые сборы – хотя, честно говоря, два с лишним часа для такого фильма многовато, с такой продолжительностью даже самые грамотно реализованные скримеры в какой-то момент начинают утомлять.
С 16 июня в кино.