Модернизированная вариация по тему причудливой экспериментальной ленты Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде»
Во время ужина в гостиничном ресторане муж (Крис Битем) и жена (Алиса Хазанова) ссорятся. Мужчина упрекает женщину в том, что она курит в машине и не напоминает ему о важных звонках. Когда муж уходит, к героине подсаживается другой мужчина (Ной Хантли), который уверяет, что они знакомы, хотя ей кажется, что они видятся впервые. Что это – наглое заигрывание, забывчивость или петля времени, в которой каждый повтор одновременно похож и не похож на предыдущий?
В 1961 году французский режиссер Ален Рене и писатель Ален Роб-Грие создали экспериментальную ленту «В прошлом году в Мариенбаде». Фильм удостоился «Золотого льва» Венецианского фестиваля и был номинирован на сценарный «Оскар», однако мнения по поводу этого кино до сих пор расходятся. В то время как многие критики и артхаусные постановщики считают «В прошлом году в Мариенбаде» шедевром сюрреализма и кино как искусства, некоторые авторы высказываются по поводу ленты уничижительно и настаивают, что это безжизненная претенциозная постановка, которая может заворожить лишь тех, кто пестует свой художественный снобизм.
Судя по тому что известная российская актриса Алиса Хазанова дебютирует в режиссуре с вольным ремейком «В прошлом году в Мариенбаде», она картину Рене обожает. Ей нравится нарочито дезориентирующий художественный мир, в котором время движется то ли по кругу, то ли по спирали, а события развиваются скорее по законам сна, чем реальной жизни. «Что здесь на самом деле происходит?» – этот вопрос задавать бессмысленно, поскольку ответа нет и быть не может.
Если попытаться определить, что Хазанова хочет сказать своей лентой, то можно решить, что это драма о женщине, для которой брак превратился в «золотую клетку». Безымянная героиня проводит время в шикарной гостинице и модном ресторане, но муж либо попрекает ее ерундой, либо ведет полубессмысленные, наполненные пустыми цифрами разговоры с коллегами. Изменится ли ее жизнь, если она заведет роман с мужчиной, который к ней подсаживается? Сомнительно. Хотя он говорит с ней с большей приязнью, он не кажется принципиально отличным от ее супруга. Как говорится, «куда ни кинь, всюду клин».
По-разному повторяя схожие ситуации и разговоры, лента не демонстрирует открытые перед героиней пути, а печально констатирует, что выбор – это иллюзия и что вариации незначительны и ничего принципиально не меняют. Чувствуется, что «Осколки» – российский фильм, хотя это англоязычная постановка с американскими актерами (за исключением самой Хазановой), безо всякого намека на Россию.
В целом, как и лента Рене, «Осколки» – типичнейшая картина «не для всех», которая предлагает публике не источник удовольствия, а головоломку для анализа и сборки. Если вы не ходите в кино как на работу, то «Осколки» принесут вам лишь раздражение. Хотя, пожалуй, это более живая и менее претенциозная лента, чем «В прошлом году в Мариенбаде», и состоятельным москвичам узнать себя в ее американских персонажах проще, чем в аристократах Рене. Однако разница эта не столь принципиальна, чтобы сделать «Осколки» более доступным полотном.
С 2 ноября в кино.