21 июня в Эрмитаже открылась первая в России выставка произведений знаменитого американского актера и режиссера Денниса Хоппера. На открытии, которое было также ознаменовано неожиданным появлением другого известного кинематографиста -- каннского лауреата Джулиана Шнабеля -- Хоппер рассказал о малоизвестной стороне своего творчества, а также поделился планами прокатится по России на мотоциклах, да еще и вместе с Джереми Айронсом.
Представлено 80 произведений, созданных за последние 50 лет и отобранных автором. Это черно-белые фотографии 60-х годов, цветные снимки городов, картины, ассамбляжи, отрывки из фильмов и крупноформатные билборды (некоторые выставляются впервые).
На снимках Хоппера можно увидеть Энди Уорхола, Джаспера Джонса, Пола Ньюмана, Роя Лихтенштайна, Роберта Раушенберга, Дэвида Хокни, Ирвинга Блума и других знаменитостей. Примечательно, что выставка Хоппера открылась в тех же залах, где несколько лет назад прошла экспозиция работ Энди Уорхолла. В аванзале установлено 12 широкоформатных телеэкранов, на которых нон-стоп идут фрагменты лучших работ знаменитого актера и режиссера, причем в наушники можно послушать диалоги – в оригинальном звучании.
Таким образом получается, что Денис Хоппер представлен универсально – не только как автор работ на плоскости и в пространстве, но и собственным лицом, телом и голосом.
В жизни господин Хоппер поразил своими седыми усиками и такой же бородкой-эспаньолкой, постоянно им пощипываемой, странно элегантной для этого вечного "анфан террибль" художественной жизни, классика богемной тусовки и записного кинематографического злодея. В голубых джинсах и пиджаке, он выглядел несколько двойственно рядом с директором государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским, который официально открывает все выставки в музее.
Однако господин Пиотровский немедленно сказал, что Деннис Хоппер – давний друг Эрмитажа, бывал здесь много раз, в том числе – во время знаменитых мотопробегов под патронатом Фонда Гуггенхайма, известного партнера Эрмитажа, в том числе и по этой выставке, участвовал в открытии музея "Гуггенхайм-Эрмитаж" в Лас-Вегасе. "Господин Хоппер не только великий актер, но и широко признанный художник, один из самых оригинальных мастеров своего времени, – подчеркивает директор Эрмитажа. – Вот почему мы решили рассказать нашей публике о нем как о художнике".
Среди гостей вернисажа присутствовали жена Денниса Хоппера Виктория и сын Генри. Случился и настоящий сюрприз. Совершенно неожиданно, уже когда господин Хоппер держал речь прямо среди своих огромных работ, в зал буквально ворвался человек, оказавшийся "свежим" лауреатом Каннского фестиваля за фильм «Скафандр и бабочка» /Scaphandre et le papillon, Le/ (2007) – режиссером Джулианом Шнабелем. Со всем своим темпераментом он оттеснил Хоппера у микрофона и произнес буквально следующее:
"Я прилетел сегодня, так как очень хотел увидеть выставку Денниса в Эрмитаже. Он мой близкий и наверное, лучший друг. Но я также считаю, что он занимает уникальное место в современном американском искусстве. По моему мнению, человеку очень тяжело пересекать границы между разными видами деятельности. Хоппер работал с такими великими актерами, как Элизабет Тейлор, Джеймс Дин и другими, и он сам пользовался огромной популярностью у публики. Однако на протяжении всех лет его славы он с интересом относился и к другим сферам искусства. Будучи уже популярным актером, он стал кинорежиссером и снял несколько великих картин – таких, как «Беспечный ездок» /Easy Rider/ (1969) или "Последний фильм" /Last Movie, The/ (1971). Но самое главное то, что Деннис всегда был очень пластичным художником. На самом деле, перед вами первая музейная выставка Дэнниса Хоппера в этой части света, на которой вы можете увидеть фотографии людей, знаменитых в шестидесятые годы, а также городские пейзажи и некоторые знаковые картины.
После этого эмоционального выступления господин Хоппер снова смог продолжить свое выступление:
"Я счастлив, что имею возможность открыть свою выставку в этом величайшем и самом замечательном музее мира. В этой экспозиции я хотел особо сконцентрироваться на произведениях, которые сделаны в шестидесятые годы, поскольку это очень важный период. Здесь запечатлены люди, очень важные для той эпохи. Действительно, трудно пересечь границы в искусстве и превратиться из знаменитого актера в художника. Но мне все это кажется частями одной культурной деятельности.
В шестидесятые годы я начал с черно-белой фотографии и не занимался фотографией цветной вплоть до девяностых – потому, что для меня очень важен контекст. А черно-белая фотография именно отражает контекст. Тогда я сразу почувствовал себя художником. В шестидесятые фотографии на выставках всегда выставлялись где-то в задней комнате. И я стал делать очень большие фотографии – здесь представлено несколько образцов. В начале шестидесятых прошла моя выставка одновременно с выставкой знаменитого французского художника Марселя Дюшана. Выяснилось, что мы занимались в принципе одним и тем же – мы делали большого размера фотографии, но разница заключалась в том, что он рисовал свои фотографии, а я нет. И когда он пришел на мою выставку, то сказал, что она как французская. А я пришел на его выставку и сказал: а твоя – как американская. Интересно то, что мы делали одно и то же и в первый раз.
Я работаю со множеством различных стилей и использую различную технику. Нынешняя выставка намного более точная, и она проще, чем моя передвижная международная выставка-ретроспектива, организованная в 2001 году. Выставка в Эрмитаже посвящена лакунам, которые оставались в моей жизни в перерыве между актерскими работами.
Я бы хотел сказать, что ваш город замечательный, город истинной красоты. Я очень горд возможностью показать здесь свои работы, и очень благодарен господину Пиотровскому за разрешение. Мы вернемся в Петербург в июле вместе с Джереми Айронсом – мы собираемся поехать на мотоциклах из Петербурга в Москву, где будет открываться выставка в честь 300-летия американского искусства".
Кстати, господин Хоппер известен и как коллекционер произведений искусства, который начал эту деятельность "на гонорар от "Беспечного игрока" или даже еще раньше. В любом случае я никогда не занимался этим ради денег. Мне посчастливилось купить одну из первых картин Энди Уорхола всего за 75 долларов. И мне удалось купить одну картину Лихтенштайна. Но потом я развелся, и все это отошло моей первой жене. Она тут же нашла дилера и отдала ему картину Лихтенштайна за три тысячи долларов, ей казалось что это совершенно замечательная сделка. Дилер продал картину примерно за шесть тысяч долларов. А через полгода за нее на аукционе дали больше чем 15 миллионов долларов. Мне кажется, задача коллекционера – собрать те произведения, которые в будущем попадут в музеи. Потому что коллекционер – временный хранитель произведений искусства".
Из своих работ Денис Хоппер долгие годы ничего не продавал. А поскольку у него много инсталляций, то "теперь у меня нет места, чтобы покупать. И я пока перестал покупать".
Разумеется, нельзя было не задать господину Хопперу вопрос о его отношении к современному американскому кинематографу – не утерял ли он своего величия? Ответ прозвучал так:
"Для меня это сложный вопрос, потому что был период времени, когда я не мог работать. Но я считаю, что американский кинематограф живет и, в общем, неплохо себя чувствует в мире. Я только что видел фильм, например, сделанный всего лишь за 32 тысячи долларов. Да американское кино замечательное, оно всегда было замечательным. Но, с другой стороны, оно всегда было под контролем. Конечно, можно снимать независимые фильмы, но крупный фильм требует миллионов. В Америке есть прекрасное кино, но так же, как и в других странах. Я видел несколько лет назад несколько замечательных русских картин, а один из моих любимых фильмов – «Летят журавли» (1957).
Выставка Дениса Хоппера в Эрмитаже продлится до 25 августа. С 5 сентября по 11 октября 2007 года она будет Московским домом фотографии представлена в Манеже.