Разочаровывающий сезон знаменитого сериала, который исчерпал себя после всего девяти серий
Наказание Шерлока Холмса (Бенедикт Камбербэтч) за преступление, которое он совершил в финале третьего сезона, заканчивается, толком не успев начаться. Шерлока возвращают в Лондон, потому что на телеэкранах по всей Британии появляется изображение Мориарти. Детектив настаивает, что Мориарти мертв, но даже посмертная «игра» выдающегося преступника может быть опасной. Поэтому Шерлок ждет следующего хода пособников злодея, среди которых оказывается близкая родственница, о существовании которой он давно забыл.
В американском диалекте английского языка есть выражение to jump the shark, «прыгнуть через акулу». Это отсылка к сцене из пятого сезона хитового ситкома 1970-х «Счастливые дни», и она означает момент, когда популярный сериал исчерпывает себя и сценаристы в панике начинают нагромождать причудливые и эффектные нелепости, чтобы удержать внимание публики. Как правило, после «прыжка через акулу» шоу уже не оправляется, и смотрят его лишь по инерции. Или для того, чтобы с ироничной улыбкой наблюдать, какие еще «прыжки через акулу» взбредут в голову паникующим авторам.
Можно спорить о том, когда через акулу прыгнул «Шерлок», но сейчас, когда нам удалось посмотреть весь четвертой сезон, невозможно отрицать, что это произошло и что шоу себя исчерпало. Главная проблема сериала была ясна с первых же серий – чем блистательнее вы делаете детектива, тем меньше достойных его гения расследований вы можете придумать и тем меньше сравнимых по уровню противников вы можете ему противопоставить. Так что если современный Шерлок Холмс из американского «Элементарно» – выдающийся, но не запредельный ум – может расследовать сотни разнообразных убийств со всевозможными преступниками и жертвами, то «запредельный» современный Шерлок из британского шоу способен, не впадая в скуку, сражаться лишь со считаным числом эпических злодеев. Так что было лишь вопросом времени, когда «Шерлок», набирая обороты, дойдет до невероятных и нелепых сюжетных линий с участием персонажей, наделенных комиксными суперталантами.
Сериалу хватило всего трех сезонов, чтобы это произошло. В финальной серии четвертого сезона Холмс (точнее, Холмсы – Майкрофт тоже активно участвует в событиях) имеют дело с типичным комиксным суперзлодеем, и смотрится это так глупо и неправдоподобно, как только возможно. В свою очередь, во второй серии сюжет (уже не первый раз в сериале) сводится к попытке героя уличить заранее известного злодея, не оставляющего улик, хотя все мы знаем, что любое удачное экранное детективное расследование минимум на 70% состоит в подозревании всех и выявлении преступника. Про проблемы первой серии же мы уже писали отдельно, когда обозревали начало сезона.
Есть ли в четвертом сезоне «Шерлока» моменты, которые заставляют воскликнуть: «О, как это умно и изобретательно!»? Да, есть. Равно как и удачные и неожиданные сценарные повороты. Но откровенной ерунды куда больше, и шоу не стесняется того, что оно перестало быть полноценным детективным повествованием и превратилось в набор ироничных аттракционов с острым привкусом фансервиса для поклонниц Камбербэтча. Конечно, его звезды все еще харизматичны, и снято шоу все еще куда лучше и интереснее, чем большинство телевизионных программ. Но даже премиальное телевидение – это в первую очередь сценарий, а уже потом все остальное. Сценарии же «Шерлока» явственно отражают усталость создателей шоу и их подсознательное желание заняться чем-то совсем другим. Тоже зрелищным, но без переработки на нынешний лад классических сочинений сэра Артура Конан Дойла. Которые, надо признать, при всей их классичности, давно превзойдены позднейшими авторами традиционных детективов вроде Агаты Кристи. За исключением редких «вечных» шедевров вроде «Собаки Баскервилей».