Очаровательная старомодная испанская детская картина о дружбе, кладе и бунте против фашистских порядков
За использование шпаргалки на школьном экзамене родители посылают близнецов Зипа (Рауль Ривас) и Запа (Даниэль Сересо) в летнюю школу-интернат «Эсперанца». Хотя название школы переводится как «Надежда», она оказывается жестким, почти садистским заведением с настолько суровыми порядками, что у детей по приезде конфискуют игрушки, дабы они ни на секунду не отвлекались от занятий. Сорванца Запа такие правила оскорбляют до глубины души, и он подбивает своего более послушного брата и двух новых друзей создать клуб ночных проказ и мелкого саботажа. Во время очередной вылазки ребята узнают, что первый директор «Эсперанцы» спрятал где-то в здании свою коллекцию бриллиантов и что у нынешнего директора Фальконетти (Хавьер Гутиеррес) есть карта-головоломка, которая указывает путь с сокровищам.
Новый испанский приключенческий фильм основан на классическом комикс-цикле о Зипе и Запе, но он не требует и не ждет от зрителей никаких знаний об оригинале. Собственно говоря, из «Зипа и Запа» в картину перешли лишь два заглавных героя и старомодная атмосфера фильма: фашистские порядки в интернате (вплоть до охранника со злой собакой), никаких компьютеров и сотовых телефонов и полное отсутствие учеников политкорректных национальностей. По крайней мере, в качестве значимых персонажей – в массовку кто-то мог и затесаться.
Оценят ли такое кино нынешние дети, которые начинают «айфонить» раньше, чем говорить? Наверно, да. Оценили же они столь же нарочито старомодного «Гарри Поттера», а «Клуб стеклянных шариков» по духу и настроению очень похож на первые серии «поттерианы» – особенно на те их фрагменты, где герои шастали по Хогвартсу и пытались раскрыть его тайны. Хотя основным источником вдохновения для сценаристов, вероятно, были американские «Балбесы» Ричарда Доннера и тому подобные ленты о младших подростках, которые ищут клады, читают старые карты, разгадывают головоломки в духе Индианы Джонса… и показывают нос зловредным взрослым, уверенным, что дети должны есть что дают, учиться чему прикажут, говорить только по команде и никогда не озорничать и не играть в «глупые» игры.
Сравнивая «Зипа и Запа» с лучшими образчиками жанра (не только с «Балбесами», но и с, например, советской дилогией «Кортик» и «Бронзовая птица»), можно сказать, что юным актерам фильма слегка недостает харизмы, а их приключение могло бы быть чуть более захватывающим. Однако это лишь придирки – картина выполняет все требования жанра и рассказывает историю, которая может увлечь не только детей, но и тех родителей, в ком еще не умер ребенок. Также приятно, что фильм обошелся без откровенного туалетного юмора, обычного в нынешних голливудских детских лентах. Как здорово, что испанские киношники не такие пошляки, как их заокеанские коллеги!
Еще одно бесспорное достоинство ленты – ее декорации и дизайн. Когда герои среди ночи ищут сокровища, важно, чтобы они делали это в пугающем и завораживающем месте, и интернет «Эсперанца», выстроенный в неосредневековом стиле с башнями и подземельями, – как раз такое здание. Работают на атмосферу и причудливые механизмы, преграждающие ребятам путь к кладу и требующие выполнения довольно сложных заданий.
Наконец, стоит отметить, как удачно картина выстраивает не всегда простые отношения между ребятами и как она, высмеивая взрослых злодеев, не превращает их в полные карикатуры и не забывает включить в сюжет одного приличного учителя. Иначе лента свелась бы к войне взрослых с детьми. А это, согласитесь, не та идея, которую маленькие зрители должны выносить из кинотеатров. Довольно и того, что фильм воспевает мелкое хулиганство!