Накануне Дня всех святых мы вспомнили несколько детей-киногероев, от появления на экране которых кровь стынет в жилах
Блондинистые косички и безупречно отутюженное платье – кто может подумать хоть что-то плохое о Роде Пенмарк, маленькой прилежной школьнице из фильма «Дурная кровь»? Она всего лишь немного недовольна исходом школьного соревнования по чистописанию и очень хочет заполучить стеклянный шарик-украшение… И идет ради этого на очень страшные поступки. Даже родная мать не представляет, в кого ее девочка такая жестокая. Постановку картины, в основу которой легли популярный роман и пьеса, предложили Альфреду Хичкоку, но тот был увлечен собственными проектами, в режиссерское кресло сел Мервин ЛеРой, и студия об этом нисколько не пожалела: четыре номинации на «Оскар» – для триллера результат впечатляющий.
Какой рассказ о жутких детях в кино может обойтись без одержимой демоном двенадцатилетней Риган, героини «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина? Риган – милая, обожающая мать девочка – вдруг превращается в невыносимое существо, сеющее разрушение, хаос и мрак. Обращение к врачам облегчения не дает, остается уповать на Бога и его представителей среди людей – отца Дэмиена и отца Ланкастера. Что пугает в Риган больше всего? Может быть, ругань старого матроса, срывающаяся с ее губ? Рвота в лицо священника? Насилие над распятием? Знаменитый поворот головы на 360 градусов? Левитация? Жуткое насекомообразное передвижение по лестнице? «Изгоняющий» исправно пугает даже сегодня, что уж говорить об ужасе, который фильм вселил в зрителей своего времени.
Многие из детей в нашем списке так или иначе остаются детьми – жестокими, травмированными или измученными влиянием извне, но все-таки простыми ребятишками. Дэмиен Торн из серии фильмов «Омен» – не просто ребенок. Он сын Сатаны. Буквально. Катастрофой обернулась для американского дипломата Роберта Торна подмена своего умершего ребенка сиротой в римском роддоме – семья чиновника приютила у себя самого дьявола, дьявола с очаровательным личиком и непосредственной улыбкой. На мрачные мысли родителей стали наводить многочисленные несчастные случаи и самоубийства, окружившие дом Торнов. Но разве может ребенок быть причиной столь страшных событий? Только посмотрите на него – сама невинность! Если бы только не эта жуткая ухмылка…
В кинематографе теме близнецов посвящено немало сюжетов: это и веселящие своей непохожестью братья Шварценеггер и ДеВито, и принцесса Лея с повстанцем Люком Скайуокером, даже братьям Уинклуосс из «Социальной сети» стоит отдать должное. Но нет более пугающей пары, чем маленькие сестры Грейди, встречающие семью Торренсов в отеле «Оверлук» картины «Сияние» Стэнли Кубрика. С 1980 года легкие голубые платья с оборочками и вьющиеся русые волосы стали означать мрак и ужас. У девочек в фильме всего одна сцена, но она пронизывает могильным холодом до самых костей – катающийся по коридорам отеля Дэнни встречает пугающую парочку, призывающую его присоединиться к ним в их игре. Навсегда.
Не «Сиянием» единым жив Стивен Кинг, в его произведениях пугающих детей встречается немало. Возьмем хотя бы рассказ «Дети кукурузы», который лег в основу одного из самых ярких хорроров своего времени, породившего, в свою очередь, череду продолжений. Небольшой городок, показанный в фильме, одним жарким летом внезапно очистился от взрослых, ведомые жутким пророком Исааком Кронером дети, не достигшие 19 лет, просто уничтожили родных и близких. Мрачного религиозного фанатика Исаака сыграл Джон Фрэнклин, страдавший недостатком гормона роста в организме. Именно поэтому при небольшом росте он выглядит столь взрослым. Взрослым и пугающим настолько, что его взгляда в упор не выдерживает даже будущая Сара Коннор Линда Хэмилтон.
Еще одно кинговское произведение, перенесенное на экран, бережно пестующее подозрительное отношение к детям, – «Кладбище домашних животных». Впрочем, подозревать стоит не всех детей, а только тех, что вы предварительно закопали на старом индейском кладбище после трагической гибели на дороге. Ребенок вернется, но будете ли вы этому рады? Сыгранный юным Мико Хьюзом Гейдж – очаровательный мальчик, которого обожают не только родители, но и соседи. Вернувшись из небытия, милый ребенок с искаженным злобой лицом сеет хаос и смерть, вооружившись отцовским скальпелем. «Поиграй со мной, папа!…» – мороз по коже.
Сегодня вампирами никого не удивишь, на экране появлялись кровопийцы самых разных возрастов, но какие-то двадцать лет назад появлением в фильме девочки-вурдалака легко можно было повергнуть в шок аудиторию, привыкшую к классическому облику графа Дракулы. «Интервью с вампиром» подарил миру один из самых удивительных фантастических образов – взрослую женщину, пережившую не одно поколение, заключенную в теле ребенка, который никогда не вырастет. В книге Клодии было 5 лет, но для киноадаптации решено было сделать героиню 12-летней, отдав роль Кирстен Данст. Такая перемена придала дополнительную грань образу Клодии – она ненавидит свое тело, а вслед за этим ненавидит весь мир.
В свое время череда j-хорроров породила даже особое сленговое определение для героинь японских ужастиков – «стремная девочка». «Проклятие», «Темные воды» – во всех этих картинах так или иначе присутствуют пугающие детские образы, но истоки интереса к жанру лежат все-таки в «Звонке» Кодзи Судзуки. Городская легенда о видеокассете, которая через семь дней убивает всех, кто ее посмотрит, внезапно оказывается реально действующим проклятием. Что же такое записано на этой кассете? Правильно, «стремная девочка», стремно выползающая из стремного колодца. До дрожи в суставах напугавшая зрителей по всему миру Садако четырьмя годами позже переместилась в США, где уже под именем Самара терроризировала американских подростков в хорроре Гора Вербински, напрочь отбив у целого поколения желание возвращаться к просмотру фильмов на VHS-пленках.
Вот мы и уравновесили тот факт, что в «Сиянии» нас пугали не одной девочкой, а сразу близнецами. Фактически «Красная королева» – это никакой не ребенок, а искусственный интеллект центрального компьютера подземной лаборатории «Муравейник» корпорации «Амбрелла». Впрочем, с непрошеными гостями компьютер предпочитает общаться, приняв облик девочки. Разве кто-то сможет устоять и не броситься на помощь, если об этом просит ребенок? Для создания «Красной королевы» постановщикам спецэффектов пришлось запечатлеть игру восьмилетней актрисы, затем оцифровать образ и анимировать в 3D, придав голографический стиль. Получилось жутковато.
За актрисой Джодель Ферланд еще в самом нежном возрасте закрепилась слава самого пугающего ребенка своего поколения. Девочка сыграла в фильмах «Сайлент Хилл» и «Они», в сериалах «Кэрри», «Сверхъестественное» и «Мастера ужасов», мы же обратились к одному из незаслуженно забытых ее фильмов – мистическому триллеру «Дело № 39». Социальный работник Эмили Дженкинс спасает десятилетнюю Лилит от домашнего насилия, хрупкая девочка нуждается в уходе, и Эмили берет ее под свою опеку. Постепенно разбираясь в деле Лилит, Эмили обнаруживает, что опекает совсем даже не жертву, а одержимую демоном жестокую сущность, скрывающуюся в теле ребенка. Лилит умело манипулирует людьми вокруг себя, вынуждая их совершать самые страшные поступки.
«Мне 12, но уже давно», – говорит таинственная девочка Эли своему новому другу Оскару, угловатому мальчишке-блондину, который в школе регулярно получает оплеухи от хулиганов. Странная Эли ходит по зимним улицам в легкой одежде, для поддержания «жизни» ей необходима кровь, а для того, чтобы попасть в дом, нужно приглашение хозяина – кто же она, если не вампир? Скандинавская детская литература часто предлагает самые странные дружеские пары: девочка и пираты, мальчик и привидение с мотором, муми-тролли, почему бы в этой компании не оказаться и вампирше, застрявшей в теле 12-летней школьницы, и ее юному спутнику, готовому поддерживать своего мрачного компаньона в извечных поисках пропитания? Это только прохожие вздрагивают, ощутив на себе взгляд Эли, Оскар уже ничего не боится…
Зрители, знакомые с фильмом «Дитя тьмы», знают, что маленькая Эстер – это не совсем ребенок, физический недостаток не позволяет главной героине выйти из образа хорошенькой девочки. Беда, впрочем, кроется не только в дефекте организма, Эстер невероятно жестока и коварна и за свои преступления уже была однажды помещена в психушку. Однако ее облик и манеры маленькой воспитанной девочки позволяют ей успешно пользоваться детскими приютами в ожидании очередного усыновления. Исполнительница главной роли Изабель Фурман воплотила на экране чистое зло, от ее жестокого взгляда хочется спрятаться за креслами кинотеатра, а все мысли о возможном усыновлении милой сиротки из головы улетучиваются бесследно.
Российской «Юленьке» Александра Стриженова «посчастливилось» выйти в прокат едва ли не одновременно со схожей по строению сюжета картиной «Дитя тьмы», затмившей наш доморощенный аналог. А между тем «Юленька» вполне заслуживает внимания, ведь это не просто один из немногих примеров жанрового кино в России, это еще и необыкновенно атмосферное кино с неплохими актерскими работами (нет, отчаянно переигрывающего Марата Башарова мы в виду не имеем). Юля Маевская, героиня, чье имя вынесено в заголовок, – не просто ученица провинциальной школы, за невинным личиком и озорными хвостиками прячется настоящий дьявол в женском обличии, соперничать с которым не могут даже взрослые опытные барышни. Фильм принято ругать за отрыв от реальности и преувеличение темных сторон в душе женщины, но обо всей критике забываешь, когда Юля берется вершить свои страшные дела.