С детским кино у нас всегда были нелады, и «Страна хороших деточек» не исключение. Приторно, натужно, слишком серьезно, и при этом сыграно в худших традициях детских утренников
Накануне новогодней ночи девочка Саша особенно непослушна, она шалит и капризничает, в то время как папа последний день работает, мама с бабушкой готовят, а дед спит. С боем курантов взрослые желают вместо Саши хорошую девочку, и их желание сбывается – на место девочки приходит ее замена, а сама Саша отправляется в Страну хороших деточек на «перевоспитание». Вот только жизнь в этом идеальном мире для нее совсем невыносима, ребенок не может вынести такого количества правил и распоряжений. Саша ищет дорогу из Страны хороших деточек домой, а ее лучшие друзья кот и пес отправляются на поиски пропавшей хозяйки.
Детское кино – один из самых сложных жанров. В нем должны сочетаться самые немыслимые вещи: мораль должна сочетаться с яркими характерами, кино должно быть динамичным, но понятным, приветствуется гротеск и пышность декораций и костюмов, но при этом ни в коем случае нельзя переигрывать и скатываться в откровенную фальшь. Дети четко чувствуют отношение к себе как к зрителям и подходят к адресованному себе кино много строже взрослых. К сожалению, современное российское кино не может похвастать какими-то значительными успехами на ниве детского кинематографа, если в анимации дела обстоят обнадеживающе, то в игровом кино – полный швах! За детей брался Disney, но обломал зубы на «Книге мастеров», пробовали расширить аудиторию Enjoy Movies, но «Карлосон» подвергся такой обструкции, что хоть плачь, а «Реальную сказку» и «Сказка. Есть!» вообще поминать всуе нежелательно.
На таком фоне одна только попытка Ольги Каптур выйти в поле, заросшее сорняками, и начать его возделывать заслуживает уважения. Но есть ли что-то большее в «Стране хороших деточек», нежели одна только смелость попытки? Увы, хвастать особенно нечем.
Первым делом, «Страна» – картина чрезвычайно детская, как ни странно это прозвучит. Советская классика и голливудские образцы давно приучили к тому, что детское кино совсем не обязательно должно работать только на свою главную аудиторию. Взрослых привлекали и актерами, и вкраплениями особого юмора, не всегда понятного детской аудитории, и подчас таким захватывающим сюжетом, каким гордился бы и взрослый боевик или триллер. Но «Страна» от такого шанса расширить аудиторию сознательно отказывается, с первых кадров выбирая нарочито сюсюкающие интонации. Боюсь, взрослым на сеансе такого фильма будет не менее скучно, чем пятилетним детям на «Отступниках» Скорсезе.Отбросив «возрастной» балласт, «Сказка» не утруждает себя актерскими работами – исполнители взрослых ролей включают режим «утренник в ТЮЗе» и из актеров как минимум талантливых превращаются в неискренних, скучных, пережимающих дилетантов, словно первый раз находящихся в кадре. Если Андрею Кайкову и Вячеславу Манучарову это простить можно – их телетворчество ушло недалеко, то Наталья Селезнева, Владимир Грамматиков, Дмитрий Назаров выглядят в такой обстановке довольно нелепо.
Не менее грустно обстоят дела с юмором. Я, к моему сожалению, смотрел фильм во взрослой аудитории, а потому не могу фактами подтвердить отсутствие или наличие в зале зрительского детского смеха, но то детское, что (надеюсь) осталось во мне, улыбнуться не потрудилось ни разу. Весь юмор укладывается в довольно натужные гэги, которыми рассмешить сложно даже детский сад. Не говоря уж о том, чтобы сделать подарок взрослым, которые вынуждены будут находиться со своими чадами в кинозале добрые 80 минут. Единственный привет – аллюзия жизни, воспоминаний и поступков героя Манучарова на современную политическую жизнь. Да и то, нужно очень сильно заскучать, чтобы начать заниматься такими копаниями в мотивах простоватого персонажа.
Но совсем плохи дела в фильме у сюжета и моральной составляющей. Стать частью действия невозможно по той простой причине, что «Страна хороших деточек» – это такой странный перевертыш. Начиная с того, что родители вдруг решают расстаться со своим ребенком, и заканчивая тем, что титульная страна отчего-то представляется этаким трудовым лагерем. Можно лишь догадываться, хотели ли авторы показать, что легкая неусидчивость ребенка или его капризы – явление естественное, или пытались внушить, что идеальных детей не существует. Не получилось ни то, и другое – история вышла интересной лишь для самого младшего возраста, такого, когда мораль с экрана еще не считывается. Остальным придется кормиться странными персонажами, сомнительными операторскими приемами и главным бичом нашего детского кинематографа – «искалеченными» «Ералашем» детьми, совершенно не приспособленными для игры в кин