Амбициозный и впечатляющий фильм, больше похожий на видеонарезку для поп-клипа.
Вермонт, 1960-е. Куколку (Браунинг) помещают в психиатрическую клинику для молодых женщин, после того как она пытается застрелить своего злого отчима, вместо этого случайно убивая младшую сестру. Вместе с четырьмя подругами по несчастью, Куколка планирует побег, в ходе которого им нужно использовать силу воображения, сражаться с зомби, драконами и роботами.
Начиная со своего дебюта «Рассвет мертвецов» /Dawn of the Dead/ (2004) и заканчивая прошлогодним мультиком «Легенды ночных стражей» /Guardians of Ga'Hoole/ (2010), Зак Снайдер работал исключительно с адаптациями, что играло ему только на руку: восхитительные и оригинальные визуальные концепции он выстраивал на богатом исходном материале. В "Запрещенном приеме" мы видим, наконец, что Снайдер может возвести на собственном фундаменте. В какой-то степени, это его собственное «Начало» /Inception/ (2010) (хотя Кристофер Нолан, конечно, сценарий к своему дебюту, «Преследованию» /Following/ (1998), писал сам). И получилось… хм…
- Угрюмая психиатрическая клиника, в которую отправляют Куколку, называется Lennox House. Песня, которая сопровождает ее приезд, называется "Sweet Dreams (Are Made Of This)", и в оригинале ее исполняет Энни Леннокс.
- Меч Куколки покрыт рунами, рассказывающими сюжет фильма.
- Надпись на японском на роботе Эмбер переводится примерно как "Внимание! Женщина за рулем!"
- В фантазиях Куколки разрушенный собор и замок дракона – копии лечебницы.
С некоторым снисхождением можно сказать, что «Запрещенный прием» /Sucker Punch/ (2011) – это «Мулен Руж» /Moulin Rouge/ (2001), снятый как боевик. Здесь даже на первых кадрах – красный занавес, намекающий, что сцены из "реальности", снятые в мелодраматическом тихом слоу-мо, которые открывают фильм, – сами по себе не более чем представление. Затем рассудок Куколки (Эмили Браунинг) превращает ее мрачное окружение из психушки в бордель, после чего игривые чулочки в сеточку и вызывающий макияж уступают место не изобретательным музыкальным номерам, а жестоким экшн-сценам, в которых, кажется, воплощен каждый штамп из фэнтэзийных/научно-фантастических/военных фильмов. Воплощение здесь происходит почти буквально: каждая из частей (всего их четыре) начинается с танца Куколки, после чего камера погружается в ее зрачок, а в конце выныривает оттуда, показывая изможденную и вспотевшую танцовщицу, в то время как ее мужская аудитория задыхается в почти посткоитальном ошеломлении (здесь мы имеем в виду ее мужскую аудиторию внутри фильма, хотя Снайдер, вероятно, надеется, что после каждого из этих бешеных вихрей то же самое будет твориться с подростками в кинотеатре).
Как и в "Мулен Руж", здесь преобладают анахроничные кавер-версии песен, выбранных исключительно из-за текста. И некоторые (как и в "Мулен Руж") исполнены самими актерами, хотя услышать это можно только в саундтреке: Браунинг исполняет Eurythmics – "Sweat Dreams (Are Made Of This)", Pixies – "Where Is My Mind?" и The Smiths – "Asleep".
С другой стороны, "Запрещенный прием" можно назвать «Бразилией» /Brazil/ (1985) для подростков-геймеров. Как и в мрачной фантастической сатире Терри Гиллиама, большая часть действия происходит здесь в разуме персонажа, испытывающем посттравматическое расщепление, где фрагменты из памяти и сознания тают, как снежинки (любимый образ Снайдера), в жарком и живом подсознании. Однако Гиллиам рисовал сновиденческую реальность, широкой кистью изображая мифическую картину, в которой воплощалось нечто знакомое персонажу. Снайдер же черпает вдохновение из своего любимого журнала Heavy Metal, а также из манги (Браунинг дерется в юбке японской школьницы, едва прикрывающей ее ягодицы), Толкиена (орки и драконы), стим-панка (немецкие зомби-киборги времен первой мировой войны с часовым механизмом и на паровом двигателе!) и научной фантастики (блестящие роботы-убийцы на скоростных поездах). Вряд ли что-либо из этого могло занимать умы молодых женщин 60-х годов.
В результате, из-за двойного композиционного обрамления, саундтрека и богатого опыта Снайдера в создании рекламных роликов, фильм смотрится не как последовательность сновидений, а как ряд раздутых видеоклипов. Это неплохо, но увлекательным этот визионерский разгул может быть только при наличии прочного сюжета и эмоционального стержня. Которых, к сожалению, ему недостает. История оказывается настолько запутанной в собственной искусственности (это относится и к технике съемки Снайдера, и к лихорадочным прыжкам Куколки в кроличью нору), что мы не видим вообще ничего реального, и чувство угрозы пропадает – остается только спешка. В отличие от, например, "Матрицы" (умрешь в Матрице – умрешь в реальном мире) или "Начала" (умрешь – застрянешь в лимбе), бояться смерти Куколке на поле боя вообще ни к чему.
Не помогает и то, что персонажи представляют собой не более чем наброски – и в плане завершенности характера, и в плане игры. Милашка в исполнении Эбби Корниш – Упертая и Циничная. Эбмер (Джейми Чун) – Мрачная и Милая. Ракета (Джена Мэлоун) – Молодая и Восторженная. Блонди (Ванесса Хадженс) – Не От Мира Сего. А Куколка, как и следует из имени, это изящный манекен, посредник между зрителем и сюжетом – даже описание его ей приходится делегировать аватару (Мудрецу в исполнении Скотта Гленна). Вот бы характерам персонажей уделили столько же времени, сколько битвам и дизайну костюмов.
Также читайте фичер по фильму «Запрещенный прием» /Sucker Punch/ (2011)