Вестерн – один из тех жанров, которые легко сочетаются с другими жанрами и порождают всевозможные гибриды. Легкомысленные вестерн-комедии, вестерн-мюзиклы, вестерн-ромкомы… Или, наоборот, мрачные вестерн-хорроры, вестерн-драмы
Классический фильм Фреда Циннеманна не содержит ни особенно кровавых, ни особенно жестоких сцен, и его действие развивается под ярким солнечным светом. Тем не менее это весьма мрачная картина из-за того, как выстроена ее сюжетная интрига. Главный герой ленты – шериф маленького городка на Диком Западе, который некогда посадил в тюрьму известного бандита. Теперь преступник выпущен на свободу, и он едет в город, чтобы отомстить. Герой пытается собрать отряд, чтобы вместе противостоять злодеям. Но, как он ни бьется, никто не хочет встать с ним рядом в кульминационной схватке. Картина была снята под впечатлением от послевоенного преследования голливудских коммунистов, когда тех предали многие из их друзей и близких коллег.
Действие ленты Пола Томаса Андерсона не связано с ковбоями, бандитами и индейцами, но это все равно вестерн-история о бизнесмене-нефтянике, который пытается нажиться в эпоху калифорнийского «нефтяного бума». Для этого ему приходится иметь дело с пастором местной церкви, который пытается использовать ситуацию в собственных интересах. «Нефть» многое может сказать внимательным зрителям о пересечении бизнеса и религии в США, а также об актерском мастерстве харизматичнейшего исполнителя главной роли Дэниела Дэй-Льюиса.
1950-е не были для Голливуда мрачным временем. Скорее, наоборот, это была довольно позитивная экранная эпоха. Однако это не помешало великому Джону Форду снять один из мрачнейших классических вестернов, который нередко называют лучшим фильмом в истории жанра. Легендарный Джон Уэйн сыграл в «Искателях» ветерана армии Юга, который после возвращения в родной Техас разыскивает своих племянниц, угнанных индейцами в плен. В отличие от многих современных героев вестернов, персонаж Уэйна ненавидит и презирает «краснокожих», и он готов скорее убить племянниц, чем допустить, что те станут индейскими «скво». Младшую героиню фильма сыграла Натали Вуд (Наталья Захарченко), дочь иммигрантов из России и звезда еще нескольких классических голливудских постановок.
Может ли действие вестерна развиваться не на Диком Западе? Может, если создатели ленты нашли трудноотличимую замену. В австралийском вестерне «Предложение» действие развивается в отдаленном уголке Австралии в 1880-х. По большому счету это тот же Дикий Запад, только с аборигенами вместо индейцев и с другим акцентом английского языка. Главный герой картины – бандит, которому обещают простить его преступления, если он убьет своего старшего брата, еще более страшного злодея. Чтобы герой выполнил задание, полиция берет в заложники его слабоумного младшего брата. Главного героя ленты Джона Хиллкоута сыграл Гай Пирс.
Культовый режиссер Джим Джармуш не был бы самим собой, если бы не нашел нестандартный подход к традиционному вестерн-повествованию. Главный герой «Мертвеца» – смертельно раненный и очень долго умирающий бухгалтер, который под руководством индейского мистика становится изгоем-убийцей. Вместе герои направляются к Тихому океану, чтобы достойно, с соблюдением индейских ритуалов, переправить бывшего бухгалтера в мир духов.
Снятый на закате эпохи классических вестернов фильм Сэма Пекинпа «Дикая банда» пытался освежить одряхлевший жанр за счет революционных для своего времени операторских и монтажных ходов, а также за счет жесткого и кровавого действия, противопоставленного «беззубым» и бескровным вестернам прошлого. Сделать вестерн актуальным Пекинпа не удалось, но его находки в дальнейшем легли в основу современного криминального кино. «Дикая банда» рассказывала о стареющих техасских бандитах, которые пытаются нажиться, работая на жестокого мексиканского генерала, подавляющего революционное восстание. Также герои отбиваются от «охотников за головами», которых возглавляет их бывший товарищ.
Несколько неожиданное для жанра кино, «Костяной томагавк» рассказывает о попытке спасения на Диком Западе людей, похищенных племенем троглодитов-каннибалов. Чего только ни придумывают современные сценаристы, чтобы избежать изображения плохих индейцев… Как бы то ни было, лента у С. Крейга Залера получилась жестокая и даже садистская. Особенно ближе к концу, когда герои вступают с троглодитами в «близкие контакты третьей степени». Главную роль в картине исполнил Курт Расселл.
11 сентября – это для истории Америки не только день терактов 2001 года. Это еще и день безжалостной бойни, которую в 1857 году устроили мормоны с территории, которая в дальнейшем стала штатом Юта. Что заставило религиозных фанатиков и их союзников-индейцев убить более сотни миролюбивых мужчин, женщин и детей, которые следовали через Юту в Калифорнию? Ответу на этот вопрос посвящена кровавая вестерн-драма Кристофера Кейна, в которой Теренс Стамп сыграл Бригама Янга, второго президента мормонской церкви.
В вестерн-хорроре Антонии Берд есть немало мрачно-комедийных моментов, но это не делает «Людоеда» веселым и счастливым. Мрачности в картине определенно больше, чем юмора. «Людоед» рассказывает о военном, который прибегает к каннибализму, чтобы спасти свою жизнь. Как и говорили ему индейцы, пожирание человеческой плоти превращает его в ненасытного демона-вендиго, который жаждет все больше и больше людского мяса. Когда злодей становится командиром форта, он пытается использовать свое положение для превращения форта в стабильный источник «еды».
В отличие от русского названия фильма Алехандро Гонсалес Иньярриту, его английское заглавие The Revenant звучит не позитивно, а пугающе. «Ревенант» – это мифический дух умершего, который вернулся с того света, чтобы мучить живых. Фильм рассказывает основанную на реальных событиях историю о проводнике по лесам Дикого Запада, которого после ранения спутники бросили умирать в лесу, попутно прикончив его сына, который пытался защитить отца. Однако герой выживает и пытается отомстить тем, кто так подло с ним обошелся.