Дивный новый мир
Джеймс Кэмерон создал действительно неукротимую планету. На ней живут носорогоподобные травоядные, саблезубые паукотигры, крысообезьянособаки, хищные растения, громадные деревья и еще бог знает что – в конце концов, пока что мы видели только тизер и нарезку длиной десять минут. А еще на планете Пандора живут На'Ви – четырехметровые эльфы с ушами и хвостами, которые летают на драконах и охотятся с луками и стрелами, отравленными нейротоксином. Все это выполнено в технологии фотореалистик 3D и выглядит как живое. Не так, как, допустим, морские свинки-шпионы, у которых можно каждый волосок различить. А так, словно эти создания потеют, истекают кровью, боятся, ненавидят, страдают и хотят друг друга, допустим, сожрать. Опасение, возникшее после появления трейлера, что это будет »Аватар и минипуты«, похоже, не оправдается.
Ковбои и индейцы
О сюжете пока говорить сложно, но речь пойдет о контакте с чужой цивилизацией. Грубые земляне с автоматами пришли на планету, на которой живут мудрые дикари в гармонии с природой. Земляне используют аватаров, неотличимых от настоящих На'ви, и один из них становится мостиком между двумя цивилизациями, влюбившись в прекрасную варварку. И кончится все очень плохо – как у Капитана Смита и Покахонтас или как у Ромео и Джульетты, мы еще точно не знаем. В любом случае, уже пора снять историю »Армия США против хоббитов« – экология самый модный тренд, и надо переводить »зеленых« из жанра расследования злодейств корпораций на новый уровень.
Ящеру – ящерово
В фотореалистический 3D вложено уже очень много денег и усилий, мы видели довольно много фильмов, выполненных в технологии motion capture, технология развивается стремительно, но до сих пор еще, кажется, 3D оставался спецэффектом, а не новым изобразительным языком. Если перевести на русский язык восторженное утробное рычание, которое издавали зрители десятиминутной нарезки из »Аватара«, речь может идти о событии, сопоставимом с появлением первых цветных фильмов.
Отдельно интересна сама технология. Все антропоморфные персонажи снимались так: на актеров надевали датчики, и они играли. Лица хвостатым эльфам специально сделали похожими по строению на настоящие актерские, и поэтому мы видим крупные планы и мимику – все как обычно. Но тут важно, что и неантропоморфных персонажей тоже делали с помощью актеров: когда надо было отрисовать Баньши, эдакого ездового дракона, актеру дали в руки две палки с датчиками и заставили сыграть актерский этюд, изобразить хищного летающего ящера.
Конец фильма
Вообще-то нам пора закрыть эпоху. Нулевые начались »Властелином колец« – экранизацией одной из главных книг двадцатого века, реализованной трэщ-гроссмейстером из Австралии. Продолжались они экранизациями компьютерных игр, диснейлендовских парков развлечений, разборных игрушек и пластмассовых солдатиков. Нам предложили полдюжины старых и новых вселенных, включая »Звездные войны« и »Звездный путь«. Нас приучили к тому, что 100 млн долларов – средний бюджет.
Теперь нам покажут кино, задуманное в семидесятых, работа над которым шла несколько лет, в которое было вложено чудовищное количество денег и квалифицированных человеко-часов, и которым руководит тот самый человек, который придумал, как клетчатый больничный линолеум переплавляется в самого опасного убийцу на свете. Новый мир, новые герои, новые правила, новый изобразительный язык – кто знает, что после этого станет с кино, если не считать планируемых двух сиквелов к »Аватару«? Возможно, помпезная история мегаблокбастеров на этом закончится, рухнув под собственной тяжестью, и кино снова вернется к авторскому кинематографу, как это произошло на рубеже 80-х – 90-х. Возможно, »Аватар« откроет новую страницу истории кино, когда рисованный мир станет уже не спецэффектом, а творческим стандартом.
Сколько мы вам должны?
Последние несколько фильмов с бюджетом »Далеко за сто миллионов« были не то, чтобы плохи или провальны (о Терминаторе-спасителе – ни слова), а просто как-то не удивили. Бизнес-схема »больше денег – лучше актеры – красивее спецэффекты – круче история – профит!" не то, чтобы совсем перестала работать, но просто деньги сами по себе уже больше не возбуждают. Теперь у нас есть полузабытый шанс: люди снимают кино за, по слухам, 190 млн, и на выходе получают произведение искусства и атомный взрыв в кассе.
Ну, по крайней мере нам бы этого хотелось.