В прокат вышел новой опус датского режиссера Ларса фон Триера – главного скандалиста и манипулятора современного кинематографа
В прокат вышел новой опус датского режиссера Ларса фон Триера – главного скандалиста и манипулятора современного кинематографа. Его «Дом, который построил Джек» с первого показа в Каннах снискал репутацию противоречивого и чересчур жестокого кино, до титров которого досидят самые неприхотливые зрители.
Для тех, кто не готов рисковать своей психикой, мы подготовили занятную альтернативу – 6 шедевров великого датчанина, которые можно посмотреть в своем темпе дома, по необходимости переводя дыхание и крича в подушку от безысходности. Приятного просмотра!
Первый настоящий шедевр в карьере датчанина – стилизованная под американское кино 40-х нуар-мелодрама о послевоенной Германии. Туда в 1945 году приезжает герой картины, американец с немецкими корнями, и устраивается на работу проводником на железнодорожный экспресс. Тяжелые рабочие будни в атмосфере, пропитанной боязнью, прерываются внезапной влюбленностью в девушку из подпольной нацистской организации. Она просит героя взорвать поезд, но его одолевают сомнения.
Вдохновленный творчеством Франца Кафки (особенно «Америкой»), Триер создал клаустрофобное и похожее на кошмар кино про американский идеализм на фоне целой нации, которая пытается сбежать от военных грехов и исторических травм.
Будучи под большим впечатлением от «Ночного портье» Лилианы Кавани, Ларс снимает свой первый и единственный ТВ-сериал «Королевство», который умудрился просуществовать целых 2 сезона. Название одновременно отсылает к главному госпиталю Копенгагена и «царству мертвых» – среди героев есть простые врачи, посудомойщики с синдромом Дауна, потусторонние силы и даже сам Ларс, который в титрах обращается к ничего не понимающему зрителю. Если вы когда-нибудь мечтали о сюрреалистичной хоррор-комедии из смеси «Анатомии страсти» и «Твин Пикса», то скажите спасибо датчанину.
Первая часть трилогии «Золотое сердце», которая, кажется, была создана, чтобы взбесить зрителя. Главная героиня – богобоязненная и по-детски наивная девушка Бесс из консервативной шотландской деревни, которая выходит замуж за простого работягу из нефтедобывающей компании. Познав радости первой близости, Бесс отпускает мужа на очередную вахту, но чувствует неладное. Чуйка ее не подводит – муж возвращается парализованным. Портить жизнь молодой жене он не хочет, поэтому просит ее найти себе любовника на стороне, а подробности секса описывать во всех красках и деталях.
Трансцендентный, жестокий и трагичный фильм стал, возможно, первым в фильмографии фон Триера, где датчанин так бесстыдно провоцирует зрителя – и, что странно, делает это идеально. Смотреть «Рассекая волны» в некоторые моменты становится физически тяжело, но оторваться от просмотра уже невозможно.
Снова часть трилогии «Золотое сердце», в этот раз заключительная и такая же душераздирающая. Иммигрантка Сельма работает на заводе, чтобы прокормить своего единственного сына. От серого и невзрачного окружения она сбегает в воображаемый мир песен и танцев, созданный по мотивам ее любимых мюзиклов. Беспечный эскапизм быстро становится настоящей безысходностью, потому что у героини стремительно начинает пропадать зрение, но страшнее то, что те же проблемы наблюдаются у сына, которому позарез нужна операция.
Манипуляции Ларса фон Триера наконец-то материализовались в то, что можно поставить на полку, – в безусловно заслуженную «Золотую пальмовую ветвь». «Танцующая в темноте» – это, конечно, великолепная деконструкция исконно голливудского жанра мюзикла и практически философское рассуждение о музыке как единственной возможности сбежать от жестокой реальности. Но странным образом именно это кино не располагает к анализу и раскладыванию его содержимого по полочкам – после него хочется только искренне ненавидеть фон Триера и горько плакать.
Возможно, главный фильм датского провокатора в XXI веке – трехчасовой эпический полутеатральный эксперимент. На небольшой сцене создан город с говорящим названием Догвилль – условный и существующий лишь в нашем воображении из-за отсутствия локаций и одних пунктиров, аккуратно расчерченных на сцене. Сюда, скрываясь от гангстеров, приезжает героиня, которая просит у местных помощи – те вроде как готовы скрыть девушку, но просят взамен о регулярных услугах. Помощь по хозяйству и присмотр за детьми быстро сменяются изнасилованиями и настоящими кандалами под лицемерные речи про моральное упадничество героини. Градус безумия накаляется, но городская рабыня терпеливо ждет момента, когда она спросит с каждого подлеца.
До смешного минималистичная картина стала настоящим исследованием человеческой природы – таким, что смотреть, как издеваются над героиней, снова становится не просто больно, а по-настоящему стыдно. Мы, конечно, и так знали, что люди – сволочи, но Ларс не прочь напомнить. Он метит прямо в нерв и никогда не промахивается.
История двух сестер на фоне приближающегося апокалипсиса. У первой, Жюстин, настоящий праздник – она выходит замуж за любимого человека, но быстро теряет интерес к торжеству. Вторая, Клэр, пытается вывести сестру из состояния полного пофигизма, но начинает переживать из-за участившихся сообщений о приближении к Земле неизвестной планеты с поэтичным названием Меланхолия. Героини и сестры торжества с горечью начинают понимать, что жить им осталось считаные часы.
«Меланхолию» чаще всего вспоминают по послепремьерному скандалу в Каннах (фон Триер пошутил, что он вроде как понимает идеи Гитлера – шутку не оценили). Прежде всего, это красивое и наполненное отсылками к мировому искусству рассуждение о депрессии, нигилизме, упадке и экзистенциальном кризисе.