Научно-фантастической драме Кристофера Нолана исполнилось 10 лет. За годы многочисленных дискуссий, появления аналитических статей и ощутимых перестановок в жанре зрители узнали о фильме все. Начиная с того, как он коррелирует с физикой и актуальными гипотезами пространства-времени, и заканчивая тем, к каким лентам отсылает. Мы вспомнили другие познавательные факты об «Интерстелларе» – отличный способ подогреть интерес перед пересмотром.
Ханс Циммер написал саундтрек, не зная, о чем фильм
Кристофер Нолан обратился к своему постоянному композитору, не дав конкретных указаний о названии, жанре, персонажах и даже сюжете. Все, чем снабдил режиссер Циммера, – небольшой конверт, в котором был рассказ об отце и сыне. Родитель уходит на неназванную рабочую миссию, а ребенок спрашивает о возвращении. Линия так тронула Циммера и срезонировала с личным опытом, что композитор выдал эпическую музыкальную тему – Нолан добился своего и, уже прослушав саундтрек, раскрыл коллеге подробности о космическом путешествии, разлуке с Землей и спасении человечества.
МакКонахи и космос: второй контакт
«Интерстеллар» регулярно сравнивают с «Контактом» – научно-фантастическим фильмом на ту же межпространственную тему, снятым Робертом Земекисом в 90-х. Более иронично, что одну из ролей в нем сыграл Мэттью МакКонахи. Актер предстал в образе философа и проповедника по имени Палмер, который вступает в отношения с главной героиней в исполнении Джоди Фостер – убежденной атеисткой и исследовательницей внеземных цивилизаций. Контекст придает «Интерстеллару» особое измерение и в очередной раз заставляет задуматься: МакКонахи оставил свой след не только в комедиях и триллерах, но и в главных произведениях научно-фантастического жанра последних 30 лет.
«Интерстеллар» мог стать фильмом Стивена Спилберга
Именно во время производства «Контакта» в 1997 году появились первые наброски к «Интерстеллару» – за них ответственен физик Кип Торн, выступавший научным консультантом кинопроекта. Довольно скоро идеей заинтересовался Стивен Спилберг, мечтавший снять фильм про космические странствия, – в его послужном списке уже давно не было семейных фантастических картин. Также к проекту присоединился сценарист Джонатан Нолан – брат Кристофера, в задачу которого входили переработки научных гипотез Торна. В итоге Спилберг отказался от участия в 2009 году, а место постановщика освободилось. Необходимо отметить, что из первоначального сценария Джонатана «Интерстеллар» действительно многое сохранил – особенно вступление и финал.
Кукурузная кампания
Нолан отличается любовью к аналоговым съемкам и живой фактуре. Грандиозный кукурузный посев для «Интерстеллара» – лучшее тому доказательство. Еще задолго до работы над фильмом Нолан совещался с Заком Снайдером, за сколько можно вырастить реальное кукурузное поле – режиссер не хотел воссоздавать его на компьютере. Снайдер работал над «Человеком из стали» и засадил одно такое поле за пределами канадского города Калгари. Опыт коллеги помог британскому режиссеру – для «Интерстеллара» посадили целых 500 гектаров на том же месте, где ранее создавали фактуру для кинокомикса о Супермене. В результате авторы продали не только фильм, но и плоды своих хозяйственных работ.
Скромное обаяние космоса
По части декораций и окружающих неземных ландшафтов «Интерстеллар» кажется предельно скромным и аскетичным. Фильм фокусируется на стилистике, популярной в сай-фае 80-х. Дело обходится без сложных интеллектуальных технологий, а космические девайсы кажутся простыми и знакомыми. Это решение намеренное – Нолан не хотел уводить акцент с драматизма и психологизма истории на формальные изыски. Планета Миллера (водный мир), планета Эдмундса (пустынный мир) и планета Манна (ледяной мир) показывают чуждость космоса человеку в отрыве от родных и близких. Характерный для Нолана консерватизм вместе с идеями гуманизма сыграл фильму на пользу: важны не новации и не покоренные горизонты межпространственных путешествий, а чувства героев.
Нолан – исследователь невесомости
Почти каждый новый фильм Нолана суммирует находки предыдущего. К примеру, военная драма «Дюнкерк» во многом продолжила и даже усилила коллизию «Интерстеллара». Речь в первую очередь о восприятии времени – в «Интерстелларе» для астронавтов была дорога каждая минута, равная годам на Земле, а в «Дюнкерке» эвакуация разбивалась на часы и дни, становясь ключевым драйвером напряжения. В научно-фантастическом эпосе 2014 года Нолан развил другой элемент, который уже имел значение в прошлых картинах, – это невесомость. В «Начале» есть множество сцен в состоянии невесомости, и одна из них показательна – когда Артур (Джозеф Гордон Левитт) сражается во вращающемся коридоре со стражами сна. Нолан досконально исследовал это состояние для съемок, а позднее применил в «Интерстелларе» находки с удвоенным эффектом.
Тимоти Шаламе прошел крещение «Интерстелларом»
Некоторые успели забыть, что именно «Интерстеллар» стал кинематографическим крещением для Тимоти Шаламе. Пропустив два семестра в университете, молодой актёр принял участие в проекте, сыграв эпизодическую роль – сына Купера. По признанию самого артиста, «Интерстеллар» остается для него лучшей работой Кристофера Нолана. И вовсе не потому, что он лично принял в съемках участие. Шаламе тронул образ Мэттью МакКонахи, а эмоциональная линия отношений отца и сына заставила его плакать.
Изумительное кино.