Рассуждая о «Звездных войнах», исследователи часто отмечают их моральную простоту и ясность. Повстанцы – хорошие, Империя – плохая
Самый известный закон кино гласит: «Показывайте, а не рассказывайте», и Джордж Лукас в точности ему следовал, когда демонстрировал в «Звездных войнах» свое отношение к Империи. В первом фильме цикла нет долгих и подробных рассуждений о том, как Империя угнетает людей. Вместо этого Лукас показывает, как обходятся штурмовики с ни в чем не повинными родственниками Люка, когда узнают, что в их доме побывали разыскиваемые имперцами дроиды. Ни суда, ни следствия, ни адвоката – немедленная жестокая расправа. Возможно, с пытками. Даже если бы в фильме не было уничтожения Альдераана, одного этого было бы достаточно, чтобы объяснить, почему Люк и его новые товарищи рискуют жизнью ради свержения Императора.
Между премьерами четвертого и третьего эпизодов «Звездных войн» прошло 28 лет, но отношение Лукаса к Империи за почти три десятилетия не изменилось ни на йоту. В кульминации «Мести ситхов» Анакин убивает маленьких будущих джедаев, которые еще толком ничего не умеют и которые для новорожденной Империи совершенно не опасны. Этот поступок слабо психологически мотивирован, но он выполняет свою художественную задачу – показывает, что, какой бы слабой и забюрократизированной ни была Республика, Империя будет куда хуже. Прошли годы, прежде чем нацистская Германия начала убивать детей. Империя сделала это в первые минуты своего существования. Что может быть хуже? Только геноцид.
Вообще, за все фильмы, в которых Лукас изобразил Империю, он не сказал о ней ни одного доброго слова. Ее штурмовики не умеют стрелять, ее командиры тупы и запуганы, ее инженеры строят гигантские машины и космические станции с очевидными конструкторскими ляпами. А когда Дарт Вейдер разыскивает сбежавших повстанцев, он обращается за помощью к наемникам, не доверяя эту работу собственным подчиненным. Есть ли лучший способ расписаться в своей некомпетентности как лидера? Да, Вейдер при этом отличный воин и пилот, но воевать и летать он научился во времена Республики, когда был джедаем Скайуокером. Империя не научила его ничему, кроме готовности убивать подчиненных и заменять одних идиотов на других.
Напротив, повстанцы в цикле изображаются исключительно в положительных и героических тонах, и им ни разу не приходится принимать морально сомнительных решений, обычных во «взрослых» фильмах о партизанах и революционерах. Показательно, что во всех трех фильмах первой трилогии нет, например, ни одной сцены, в которой повстанцы допрашивают пойманного имперца. Тогда как имперцы в первом же фильме не просто допрашивают, а еще и пытают Лейю. И оказываются в этом столь же некомпетентны, как и во всем остальном, кроме взрыва планет.
Казалось бы, при таком изображении Империи и повстанцев зрительские симпатии должны были быть строго на стороне последних, как это обычно бывает в голливудских блокбастерах о героях и злодеях. Но, несмотря на все ее очевидные проблемы и преступления, Империя в «Войнах» получилась столь харизматичной, что у нее нашлось немало поклонников. То есть людей, которые не хотят никого пытать или истреблять, но которые не отказались бы полетать на имперских истребителях, поездить на «шагоходах», побегать с эффектными красными световыми мечами и пострелять молниями Силы из пальцев. Говорите что хотите о джедаях, но они испускать молнии не умеют!
Кино, разумеется, не могло предоставить зрителям такой возможности, а вот видеоигры принесли своим создателям немало денег, эксплуатируя интерес геймеров к игре за «плохих». Вспомним, например, как популярна была в свое время игра Star Wars: TIE Fighter, позволившая летать на имперских космических кораблях, уничтожая повстанцев и имперцев-предателей. В ее некоторых миссиях даже можно было летать в одной эскадрилье с Дартом Вейдером! И хотя эта игра вышла 20 лет назад, ее до сих пор помнят и называют одной из лучших игр по мотивам «Звездных войн». Если не самой лучшей, несмотря на все ее технические ограничения.
Впрочем, не нужно забираться в дебри игровой истории, чтобы найти примеры фанатской любви в Империи. Нынешняя многопользовательская игра Star Wars: The Old Republic позволяет выбирать между имперскими и республиканскими персонажами, и за первых играют чаще. В том числе потому, что их сюжетные линии ярче и интереснее, чем плоско-героичные истории о джедаях и их союзниках. Это уже признак любви к Империи не только геймеров, но и сценаристов. Злодейство имперцев оказывается более вдохновляющим, чем доброхотство республиканцев.
Почувствовать отнюдь не лукасовское отношение к Империи и повстанцам можно и в книжных циклах, основанных на «Войнах». Так, один из их самых популярных персонажей – имперский тактический гений адмирал Траун, который изображен в книгах Тимони Зана как сторонник имперского порядка, но не имперской жестокости. «Враг, который заслуживает уважения», Траун оказался столь удачным героем, что он фигурирует в целом ряде видеоигр по мотивам «Войн», включая уже упомянутую Star Wars: TIE Fighter, где игрок участвует в воплощении его тактических замыслов.
Пожалуй, ни одна другая существенная вымышленная вселенная не может похвастаться таким паритетом зрительского и читательского отношения к «хорошей» и «плохой» сторонам конфликта, как «Звездные войны». И это ставит интересную проблему перед теми, кто сейчас работает над новыми «Звездными войнами». Должны ли эти фильмы воспроизводить позицию Лукаса, или же они должны показывать противников более сбалансированно – так, чтобы потрафить как сторонникам повстанцев, так и поклонникам имперцев?
Если бы новая трилогия в точности продолжала описанный Лукасом конфликт, то особого выбора у сценаристов не было бы. Пиетет перед создателем цикла не позволил бы им на большом экране изобразить Империю в более привлекательных тонах. Но в «Пробуждении Силы» и далее врагами повстанцев будут не имперцы, а новые организации, возникшие на обломках Империи. В частности, это «Первый Орден» (собственно Империя 2.0) и «Рыцари Рен» (ситхи 2.0). И хотя пока трудно понять, в чем принципиальная разница между прошлыми и нынешними врагами повстанцев, переименование может быть прозрачным намеком на «тонкую настройку» злодейских образов и превращение их скорее в Трауна, чем в Вейдера.
Легко заметить, что такая настройка пошла бы на пользу продажам мерчандайза. Чем большего уважения заслуживают злодеи, тем лучше продаются связанные с ними товары. Одно дело купить костюм «крутого» врага джедаев, и совсем другое – нарядиться персонажем, который преимущественно известен как убийца детей, невинных и безоружных. Мы не знаем, учитывались ли эти соображения при создании «Пробуждения Силы», но трудно представить, чтобы они вовсе не обсуждались.
Еще один аргумент в пользу изменения морального баланса в «Звездных войнах» – нынешнее отношение Америки к своим войнам. Прошли те времена, когда американцы видели себя безукоризненными «Воинами Света», несущими в менее продвинутые страны порядок и процветание. И хотя Америка все равно считает себя лучше всех, она часто признает с экрана свою небезупречность и сомнительность своих действий в стране и за границей. Так что повстанцы вполне могут быть изображены с чуть меньшей симпатией, чем в фильмах Лукаса.
В этой связи особый интерес вызывают две злодейские фигуры фильма – Кайло Рен в исполнении Адама Драйвера и капитан Фазма в исполнении Гвендолайн Кристи. Первый из них – одержимый Дартом Вейдером «новый ситх», а вторая – командующая штурмовиками Первого Ордена. Оба эти персонажа скрывают свои лица под масками, и это может говорить как о том, что фильм видит их нечеловечными «машинами смерти», так и о том, что картина готовит их к раскаянию и «разоблачению» вроде тех, что пережил Дарт Вейдер в финале первой трилогии. И если таковы планы сценаристов, то какие-то намеки на это мы увидим уже в «Пробуждении Силы». Как знать, может быть, «раскаяние и разоблачение» ждет весь Первый Орден!
Впрочем, когда Абрамс в интервью сравнивает Первый Орден с нацистами, взявшимися за старое после бегства в Аргентину, такое развитие событий перестает казаться правдоподобным. С нацистами в Голливуде не договариваются – их уничтожают. Так что более вероятно, что мы получим одного-другого Траунов, но «новая Империя» в целом будет нарисована теми же черными красками, что и Империя прошлых лент. И, наверно, это к лучшему. Уважение традиции – большое дело! А если зрители смогли полюбить прежнюю Империю, то и Первый Орден им придется по вкусу. Зачем чинить то, что не сломалось?