Новое кинематографическое движение появилось тогда, когда казалось, что эксперименты в области кино давно закончились...
Новое кинематографическое движение появилось тогда, когда казалось, что эксперименты в области кино давно закончились. Правила игры диктовались, если не самим Голливудом, то всем буржуазным миром. К концу ХХ века люди привыкли относиться к индустрии кино, как к чему-то массовому, требующему больших вложений. Такие режиссеры как Линч, Тарантино и др. умудрялись формировать свой киноязык в одиночку и оставаться коммерчески успешными.
Поэтому вполне закономерно, что ветер нового направления подул со стороны холодного Копенгагена, где в марте 1995 года четверо датских режиссеров во главе с уже знаменитым Ларсом фон Триером ("Европа", "Рассекая волны") разработали манифест "Догма-95", открывший оппозиционное направление в кинематографе и поставивший целью отказ от "определенных тенденций" в современном кино.
Впервые они заставили заговорить о себе лишь три года спустя, когда привезли работы выполненные по правилам "Догма" на Каннский фестиваль. Это были фильмы "Торжество" Томаса Винтерберга и "Идиоты" фон Триера. Реакция, как и ожидалось авторами, оказалась неоднозначной, и кроме спецприза жюри похвастаться им было нечем. В этом же 1998 году на Берлинском фестивале появился третий фильм "Догмы" - "Последняя песнь Мифуне" Сорена Крагх-Якобсена, завоевавший Серебряного медведя.
Таким образом "Догма" стала явлением, заставившим заговорить о себе всех критиков и киноманов.
Выбрав формой своего манифеста 10 заповедей, которыми должен руководствоваться режиссер, приступая к съемкам, "Догма" четко обрисовывает рамки технических параметров, по которым складывается фильм. В них входит отказ от павильонов, искусственного света, наложения звука, комбинированных съемок и пр. Изображаться должно только то, что происходит "здесь и сейчас", причем там и так, как это происходит в обычной жизни - предельно достоверно. Полностью отказавшись от жанра, "догматики" оставляют за собой право использовать профессиональных актеров и делать дубли.
Итоговый продукт в идеале должен выглядеть, как нечто среднее между подражанием любительской съемке и театральным представлением (хэппенингом). Его цель оторваться от высоких технологий, сломать сложившиеся стереотипы и повернуть зрителя к реальной жизни. Неслучайно последняя заповедь "Догмы" состоит в отказе от авторства (имя режиссера не должно упоминаться в титрах).
Полностью "Обет целомудрия" выглядит следующим образом:
Кроме того, как режиссер, я клянусь отказаться от личного вкуса! Я больше не художник. Я клянусь избегать создания "произведения", поскольку частность для меня важнее целого. Моя высшая цель - извлечь правду из своих персонажей и съемок. Я клянусь поступать так всегда, даже ценой хорошего вкуса и любых эстетических соображений.
Чем больше запретов, тем желаннее цель. Видимо, в этом и состоит основная прелесть "Догмы". Сформулировав многочисленные правила и взяв в руки камеру датские кинематографисты начинают играючи их нарушать.
Неудивительно, что все фильмы, созданные основателями нового течения, получились абсолютно разными по восприятию, способу построения сюжета и даже технике съемки.
"Торжество" Томаса Винтерберга - первый фильм показанный российскому зрителю и наиболее доступный по восприятию - сталкивает нас с почти классической семейной драмой, полной искренних слез и внутренних переживаний.
Многочисленное семейство собирается в фамильном загородном доме, чтобы отпраздновать 60-летие отца. Первый же тост произнесенный старшим сыном в честь многоуважаемого юбиляра шокирует присутствующих, делает невозможным дальнейшее продолжение праздника, но многим из них еще есть что сказать:
До полного абсурда или, если хотите, идиотизма доходят идеи "догматизма" в фильме самого Фон Триера "Идиоты". Используя искусство, как своего рода психотерапию, буржуазному зрителю предлагается некая спасительная методика освобождения от социальных комплексов и прагматизма.
Действующие лица - молодые люди, посвящают свободное время игре в "идиотов", заключающейся в потере контроля над собой, патологическом поведении, вызывающем агрессию со стороны обывателей, доходящем до предела в групповой оргии, снятой натуралистично и жестко. Героиня фильма, замужняя женщина Карен, случайно оказавшись в общине "идиотов", уже не может вернуться к нормальной жизни.
Фон Триер назвал "Идиотов" своим самым "политическим фильмом", подчеркнув, что отмена цензуры лишь способ освежить атмосферу в кино.
"Последняя песнь Мифуне" Сорена Крагх-Якобсена - почти традиционная комедия, рассказывающая о парне, которого обстоятельства, связанные со смертью отца, вынуждают отказаться от карьеры и спокойной семейной жизни. Комические ситуации вытекают из ряда парадоксов вступающих в противоречие с традиционным датским бытом.
Все три фильма стали возможны для просмотра в России благодаря кинокомпании "Кармен" и студии "Премьер Видео Фильм", планирующих прокат "Догма" в рамках линии "Кино без границ".