Вместе с авторами «Виктора Франкенштейна» мы хотим обратить внимание не на чудищ, исторгнутых мрачными лабораториями, а на их создателей, на безумных ученых и докторов, творящих киноисторию
Калигари
Поскольку первые фильмы о Франкенштейне появились еще в 1930-х, мы свой поиск самых изощренных изобретателей и экспериментаторов начали с самых истоков кино. «Кабинет доктора Калигари» немецкого режиссера Роберта Вине как раз является одним из основополагающих фильмов в истории развития кинематографа, с него начался знаменитый европейский киноэкспрессионизм. Психоделический сценарий фильма не дает однозначного ответа на вопрос, кто же из героев является истинным воплощением зла, происходящего в кадре, но титульный доктор Калигари, повелевающий сомнамбулой, безусловно, является сосредоточением отрицательных эмоций ленты. Мрачный седовласый старик – именно такой образ ученого на долгое время закрепился на экранах по всему миру.
Ротванг
Как пережить потерю близкого человека? Если ты безумный ученый, то для тебя нет никакого иного ответа, кроме как создать ему замену – робота. Именно по этому пути пошел знаменитый Ротванг, герой антиутопии Фрица Ланга «Метрополис», влюбленный в Хель, он после ее гибели погружен в создание машины с лицом дорогого сердцу человека. «Метрополис», как и любая картина эпохи символизма, полна персонажей, которые порой выглядят карикатурно и слишком шаблонно, и Ротванг – один из таких ходульных героев. Но лишь в первой половине ленты. Далее ему предстоит изменить судьбы героев, пусть и ценой собственного здравого ума.
Стрейнджлав
Редкий режиссер умел так точно показать темные стороны людских душ, как это делал Стэнли Кубрик, но даже для него «Доктор Стрейнджлав» получился ядовито острым, бесцеремонно обнажающим абсурд гонки вооружений и ядерную эскалацию середины прошлого века. Ведущий персонаж – это аллюзия на вывезенных из нацистской Германии разработчиков ядерного оружия, в полной мере безумный ученый, помешанный на войне. Возможно, эффект этого образа был бы меньшим, если бы Стрейнджлава не сыграл блистательный Питер Селлерс, отхвативший себе в фильме разу три роли. Лучшую из них выбрать не возьмемся, но отметим, что Стрейнджлав стал именем нарицательным.
Герберт Уэст
Кинематограф знает десятки примеров, когда актеры оставались заложниками одного сыгранного ими когда-то образа. К первым приходящим на ум Марку Хэмиллу и Энтони Перкинсу добавим Джеффри Комбса, который сколько бы ни играл впоследствии, но так и не смог вырваться из крепких объятий своего Герберта Уэста, безумного доктора-реаниматора. Режиссер Стюарт Гордон, чьему чувству юмора можно только позавидовать, в золотую эпоху хорроров создал крепкий ужастик с достойной комедийной канвой – и это превратило «Реаниматора» в культовейшую ленту своего времени. И совершенно естественно, что франкенштейноподобный Уэст получил возможность творить безумства дальше – от таких героев не отказываются.
Эммет Браун
Что это у нас все мясники сплошные да любители приблизить апокалипсис? Давайте отвлечемся и с улыбкой взглянем на того странного ученого, о встрече с которым мечтал каждый, кто посмотрел приключенческую комедию Роберта Земекиса. Док Браун из блистательного фильма во многом похож на наших предыдущих героев: тот же блеск в глазах, седые взъерошенные волосы, дерганые движения и обязательная неряшливость, но есть и одно крупное отличие – DeLorean, умеющий передвигаться во времени. Однако одного изобретения недостаточно, а потому Док является для Марти не просто учителем, но и другом, а в чем-то даже заменяет отца. Делает ли это его еще более обаятельным? Да. Но и безумия не лишает.
Эдвард Преториус
Еще одно наше обращение к наследию Лавкрафта (после «Реаниматора»), и снова бинго – хоррор Стюарта Гордона «Извне». Снова Джеффри Комбс, но теперь уже совершенно в ином образе: минимум шуток, максимум ужаса. Один из героев ленты – физик доктор Преториус – с помощью специальной стимуляции обретает способность перемещаться в параллельный, не видимый обычными людьми мир. Ужасает в этом путешествии то, что соседствующая с нашей вселенная наполнена кошмарными созданиями, жаждущими крови, вырвавшись, они представляют угрозу для человечества. Преториус здесь, возможно, не самый колоритный герой, но безусловно одержимый своим открытием, стоившим ему головы.
Сет Брандл
Полагаем, немногие из вас видели оригинальный фильм ужасов «Муха» 1950 года, но его ремейк, сделанный Дэвидом Кроненбергом, наверняка хоть раз смотрел каждый. Успех «Мухи» 80-х заключается не только в изобретательности грима и спецэффектов и крепком сюжете, Кроненберг – тот редкий режиссер, который под лоскутами облезающей с главного героя кожи умеет видеть душу персонажа и подлинные страхи зрителя его фильма. Молодому Джеффу Голдблюму, играющему физика, исследующего телепортацию, пришлось практически в одиночку тянуть на себе весь фильм, и его герой великолепен. При всем открывающемся уродстве за Сетом интересно следить – он безумен, но он настоящий исследователь.
Кранк
Свой серьезный вклад во всеобщее безумие ученых внесли и французы силами режиссеров Жан-Пьера Жене и Марка Каро. В 1996 году эта парочка выпустила на экраны фэнтези-драму «Город потерянных детей», в которой главным злодеем выступил безумный ученый Кранк. Когда-то ничто не предвещало того, что Кранк откроет охоту на детей, но со временем ученый лишился способности видеть сны, а затем и спать. Теперь ему приходится похищать малолеток и выкачивать из их мозгов мечты, с которыми дети сладко засыпают. Визуальное пиршество, традиционно создаваемое Жене, делает ленту увлекательной, а образ Кранка – по-настоящему пугающим.
Профессор Фансворт
Телевидение во все времена переполнено фантастическими сериалами самого разного уровня качества и креативности, и едва не в каждом из них есть свой странный изобретатель, увлеченный исследователь или заядлый путешественник. Однако даже в этой обширной пестрой толпе невозможно не заметить одного из героев мультсериала «Футурама» создателя «Симпсонов» Мэтта Гроенинга – профессора Фансворта. Вот уж кто ни дня не проводит без изобретения, от оружия массового уничтожения до бытовых мелочей – профессор генерирует идеи с удивительным для своего возраста постоянством. Безумие его видно невооруженным глазом, он ведь даже в космос летает в своих домашних шлепанцах. Ну, сумасшедший, что возьмешь?
Доктор Осьминог
Комикс-вселенные Marvel и DC пестрят таким количеством ученых, изобретателей и экспериментаторов, что сделать однозначный выбор, кто из них является самым-самым, просто не представляется возможным. В киноадаптациях же радует одно – воплотить на экране одержимого доктора удается мало кому. Не преуспели в образах ученых Ума Турман и Арнольд Шварценеггер в бэтмениане, недостало безумия Гаю Пирсу в «Железном человеке», не тянет на звание Суперума Лекс Лютор Джина Хэкмена. Пожалуй, лишь Альфреду Молине можно сказать спасибо за доктора Осьминога из второго «Человека-паука». Слишком сильно сросшийся со своим изобретением ученый двинулся рассудком. Бывает. Любим такое.
Шелдон Купер
Рискуем быть побитыми многомиллионной армией фанатов, но все же осмелимся включить в наш список самых безумных ученых Шелдона Купера, главного героя телесериала «Теория большого взрыва». Гениальный физик-теоретик Шелдон с самого детства был предоставлен сам себе и не мог найти общего языка с окружающими – из этого вылилось его безумие. Пусть он не буйный, почти не бросается на людей и не мечтает очистить от человечества планету, но в общении он труден настолько, что выдерживают его лишь самые близкие друзья. Да, триллером здесь и не пахнет, но даже без моря крови зрители с удовольствием следят за судьбой Шелдона уже девять лет.
Брюс Бэннер
О том, что сумасшедшей может быть только одна половинка ученого, нам много лет назад рассказал еще Стивенсон в своем «Докторе Джекилле и мистере Хайде». Но сейчас новое время, сегодня раздвоение личности – повод не для мрачных серийных убийств в темных переулках, а возможность стать супергероем. Имя Брюса Бэннера, пожалуй, менее известно обывателю, чем прозвище альтер эго этого ученого – Халк. Приняв специальную сыворотку, гениальный ученый получил способность превращаться в яростное и почти неуязвимое существо зеленого цвета. Способность превращаться получил, а вот способность контролировать превращение – нет. Причем коснулось это и актеров, игравших Бэннера: за несколько лет Эрик Бана успел превратиться в Эдварда Нортона, а тот перевоплотился в Марка Руффало. Последний пока персональный фильм не получил, так что в сумасшедшие ученые запишем Нортона.
Хейтер
Ну разве может наш рассказ считаться полным без упоминания самого извращенного ума в современном кино – доктора Хейтера из триллера «Человеческая многоножка». Бывший хирург, специализировавшийся на разделении сиамских близнецов, на пенсии увлекся обратной операцией – соединением нескольких организмов в единое целое. Потренировавшись на животных, Хейтер пошел до конца и связал в цепочку три свои жертвы самым гнусным образом. При всей отвратительности происходящего на экране, картина заслужила одобрение поклонников жанра и получила два сиквела, а значит, дело сумасшедшего доктора Хейтера живет и побеждает!