В феврале компания Disney выпустила AR-фильмы к выходу Vision Pro. Это решение, вместе с релизом нового гаджета, возобновило обсуждения об использовании AR и VR в кино. В жарких спорах сошлись зрители, энтузиасты и профессионалы в сфере кино.
Изменят ли AR и VR-технологии киноиндустрию? Или же останутся нишевым развлечением для обеспеченных людей? Попробовали разобраться наши коллеги из редакции “Эльдоблога” — блога о технике и гаджетах.
В январе, незадолго до поступления Vision Pro в продажу, Apple сообщила, что в очках можно будет посмотреть больше 150 фильмов, доступных в формате 3D. Среди них оказались, например, обе части «Аватара», несколько фильмов «Звездных войн», «Дюна», «Шрек», «Аладдин» и «Золушка». Новый контент доступен на платформе Disney+ через приложение Apple TV. Помимо этого, компания подготовила иммерсивные видео, в том числе адаптировав «Доисторическую планету», — теперь пользователи смогут взаимодействовать с виртуальными динозаврами.
Другим важным обновлением стала visionOS — операционная система реального времени для очков Vision Pro. Она входит в экосистему Apple, поэтому вы без труда сможете пользоваться сразу несколькими приложениями (одновременно с просмотром фильма): слушать музыку в Apple Music, играть в игры и загружать приложения из App Store и Apple Arcade. А с функцией SharePlay это можно делать вдвоем или в большой компании — вне зависимости от того, на каком вы расстоянии друг от друга.
Благодаря visionOS в Vision Pro встроена функция Environments — это динамические виртуальные пространства с реалистичными звуковыми ландшафтами. Они меняются в зависимости от времени суток и реальных физических объектов, среди которых вы находитесь. Эта функция позволяет превратить все вокруг в виртуальный кинотеатр.
Индустрия кино отреагировала на релиз нового гаджета умеренно-положительно. По крайней мере, об этом можно судить по тому, как выходил в свет первый в этом году крупный проект с поддержкой технологии AR — новая часть «Дюны» Вильнева.
За первый день проката фильм собрал 5,2 млн долларов (476,5 млн рублей) в 13 странах, побив голливудские рекорды на этих рынках. Это видно и по обзорным материалам в СМИ, посвященных технологиям поп-культуры.
Авторы, несмотря на подмеченные недостатки (о них расскажем ниже), признают потенциал и новаторство технологии. Следом YouTube и соцсети наводнили ролики с распаковкой и кадрами использования нового гаджета. Другими словами — рекламная кампания удалась.
Сравнение трейлера «Дюны» в 2D и 3 D
И действительно: AR и VR — а следом и, вероятно, Vision Pro — могут стать успешным инструментом маркетинга в кино. Так, в прошлом году в американский прокат выходил фильм The Exorcist: Believer (прямое предложение оригинального фильма 1973 года). Вместе с билетом в кино зрители получали специальный код для входа в Web3-сеть Aptos — эти партнеры Microsoft долгое время применяют ИИ в блокчейн-пространстве. Внутри Aptos поклонникам фильма были доступны тематические AR-фильтры и маски для Snapchat. Фильм собрал 130 млн долларов при бюджете в 30 млн.
Еще один пример может — картина Люка Бессона «Валериан и город тысячи планет», выпущенная в 2017 году. Этот фильм именитого французского режиссера был не так успешен в прокате из-за высоких расходов на производство, но критики единогласно хватили визуальную составляющую, в том числе — использование отдельных элементов VR. Более того, в рамках промо-кампании в 2018 году фильм показывали в немецком «Европа-парке» — уже полностью в VR, в формате 360°.
Гиганты кинопроизводства вроде Marvel и Columbia тоже постепенно обращают внимание на новые технологии. В последней части франшизы о Человеке-пауке, «Вдали от дома», выходившей в 2019 году, сразу в нескольких сценах использована технология AR. И объекты, встречающиеся в фильме в AR, разнообразны: всплывающие дисплеи, объемные голограммы и дизайн моделей оружия в реальном времени. Сложные визуальные решения только укрепили успех фильма в прокате — он собрал более чем 1 млрд долларов и стал более кассовым, чем предыдущая часть франшизы, «Возвращение домой».
С технической точки зрения кино проще целиком перенести в компьютерную реальность, нежели визуально дополнять ее. Поэтому после успешного релиза Vision Pro фильмов с поддержкой VR станет только больше. Мы выбрали несколько запоминающихся из тех, что уже были выпущены.
Один из лучших хорроров о демонах и потусторонних силах в доме Ходжсона станет еще более жутким и пугающим. Теперь вы сможете прожить все ужасающие сцены из фильма и испытать на себе чувство одержимости.
С технологией VR вы проживете все события из жизни Китнисс (главной героини) и пройдете ее опыт в борьбе за выживание. Итогом станет финальная битва, в которой нет победителей и проигравших.
История эвакуации сил Союзников в 1940 году, которую Кристофер Нолан завернул в эпическое полотно, станет еще более реальной, а вы — ощутите все тяготы быта солдат.
Жизнь в колонии на Марсе не выходя из дома? Теперь это возможно с технологией VR, которая перенесет вас прямо в скафандр Марка Уотни.
Бонусом — мультипликационный VR-фильм для более юной аудитории. Вдохновленный одноименной книгой Нила Геймана, он рассказывает о девочке Люси, которая пытается убедить родителей, что в стенах их дома живут волки.
Технологиями AR и VR также интересуются крупные кинофестивали. В Венеции уже несколько лет показывают отдельную программу VR-кино — Venice VR Expanded.
В 2022 году международный кинофестиваль в Локарно (совместно с Женевским фестивалем) последовал его примеру и запустил полноценную программу VR Experience. Однако большинство представленных в программе проектов — это короткие фильмы (до 30 минут), напоминающие скорее игры для ПК или приставки. Это связано со сложностью производства.
Во-первых, создание полнометражных фильмов с использованием технологий AR/VR требует значительно больше ресурсов (технических и материальных). Во-вторых, гаджеты для просмотра таких фильмов все еще стоят дорого: за Oculus Quest 3 вы отдадите 630 долларов (примерно 58 тыс. рублей), а за новые Vision Pro — все 3500 долларов (от 321 тыс. рублей).
Впрочем, крупные фестивальные режиссеры технологии не упускают возможности опробовать технологии VR/AR. Алехандро Иньярриту в 2017 году снял семиминутный «Flesh and Sand» — первый VR-фильм, показанный на Каннском фестивале. Короткометражная черно-белая картина рассказывает о группе мексиканских беженцев, которых в конце задерживают американские пограничники.
В том же 2017 году на «Оскар» был впервые номинирован фильм в VR. Американский аниматор Патрик Осборн снял мультипликационную короткометражку Pearl, исследующую взаимоотношения поколений. Отец с дочерью путешествуют по Штатам в старом хэтчбеке, а повествование ведется от лица… музыки, которую они вместе напевают. Камера при этом находится в одной и той же точке, на переднем пассажирском сидении.
Как и в случае с большинством новых технологий, сказать об этом прямо сейчас довольно трудно. Безусловно, эти технологии предоставляют новые возможности для актеров и режиссеров, а также погружают зрителей в происходящее на экране на совершенно ином уровне в реальном времени.
Однако есть множество проблем, которые видны на примере все тех же Vision Pro.
Прежде всего, это высокая стоимость продукта. Цена на гаджет от Apple делает его самым дорогим VR-устройством на рынке. И даже более дешевый Oculus Quest 3 в современных реалиях вряд ли можно назвать комфортной покупкой.
Сам опыт использования устройства ограничен его техническими возможностями и все же не предполагает всеобъемлющего погружения. Пользователи также отмечают размытость камеры, проблемы с системой отслеживания глаз и рук и поддержку лишь небольшого числа приложений. Другая проблема — сложные технические решения: например, у шлема Vision Pro нет встроенного аккумулятора.
Все это говорит о том, что технологии, как и новым Vision Pro, еще предстоит пройти долгий путь — не меньше, чем тот, что был проделан от «Сенсорамы» и компьютерной графики в фильме «Трон» до инвестиций Marvel.