В "Подмене" Клинта Иствуда застенчивая Джоли сражается с полицией, врачами-убийцами, маньяками, временем и здравым смыслом за своего пропавшего сына.
Вернувшись домой с работы, молодая мать-одиночка обнаружила, что ее девятилетний сын пропал. Нет его ни в шкафу, ни под кроватью, ни во дворе – нигде. Полиция начинает поиски мальчика, но пройдет целых полгода, прежде чем его отыщут за сотню миль от дома. Встреча матери и дитя на вокзале обставлена как шоу, репортеры готовы зафиксировать успех полиции Лос-Анджелеса.
То, что происходит дальше столь же абсурдно, сколь и убедительно в своей безумной логике. Это не мой сын, – говорит мать. Нет, ваш, – отвечает полиция – просто он изменился, а вы взволнованы. Растерянная женщина забирает ребенка, тот дружелюбно хлопает ресницами и зовет ее мамой. Он меньше ростом на три дюйма, его не узнает учительница, его дантист твердо заявляет, что никогда не заглядывал в рот этому ребенку. Кто ты такой?! – кричит мать. Чтобы разобраться в этом ей придется пройти через психушку и электрошок, войну с самым коррумпированым и жестоким департаментом полиции в США и знакомство с серийным убийцей, на чьей совести по меньшей степени 20 мертвых детей.
«Подмена» /Changeling, The/ (2008) – хороший шанс разобраться, является ли Джоли дивой, гнущей рельсы своей харизмой, или еще и актрисой. Увидеть ее такой – тихой, застенчивой, старающейся занимать как можно меньше места и не доставлять никому хлопот – и вправду занятно. Вопрос же остается открытым – все точно и аккуратно, но рядом с Малковичем, сыгравшим борца с полицейским произволом, и Джейсоном Харнером, сыгравшим не просто маньяка, а спокойное беспримесное безумие, ее беззащитно распахнутые глаза и прижатая к губам ладошка выглядят простодушно. Впрочем, история работает как часы, и даже если рука не повернется назвать этот фильм великим, Лос-Анджелес 20-х достаточно живописное место, а Иствуд обладает вполне безупречным вкусом, чтобы до самого конца не отвлекаясь желать мальчику возвращения домой.
Занятно однако, что эта история, приключившаяся в 1928 году, пригодилась именно сейчас. Чуткий, как рысь, Иствуд разглядел в безумной одиссее Кристин Коллинз, восемьдесят лет назад боровшейся за своего ребенка против полиции, времени, отчаяния, здравого смысла и победившей их всех, нечто крайне современное. Конечно, есть вечные темы. Сердце матери – любовь и прощение, сердце матери – сжатый кулак. Снимай хоть «Комнату страха» /Panic Room/ (2002), хоть «Иллюзию полета» /Flightplan/ (2005). Но для Иствуда важны не благородные инстинкты, как бы кинематографично они не выглядели. И даже не формальная победа добра, в которую он не особенно верит. В мире, отданном злу – а именно в таком мире мы с вами по Иствуду живем – единственное право, которое нельзя отнять у человека, это право на гордость, достоинство и решимость идти до конца, чего бы это ни стоило.
И кажется, что бушевские нулевые для Иствуда самое время об этом вспомнить. Поскольку подмена – всюду, полиция Лос-Аджелеса – всюду, и то, что люди привыкли считать своим – свобода, например, или демократия – хлопает ресницами с чужого, незнакомого лица, внушая уже не любовь, а ужас и отвращение. Время искать потерянное дитя.
А вам знакомо это чувство – подмены?