Слабая и глупая российская комедия о провинциальных ребятах, которые решают снять любительское кино с похищенной московской знаменитостью
Молодой киномеханик Федя (Кирилл Фролов) – единственный сотрудник захолустного кинотеатра, который давно используется как склад фруктов. Поскольку в кинотеатр никто не ходит, мэр городка хочет его снести и на его месте построить магазин. Чтобы спасти любимое заведение, Феде срочно нужно найти большие деньги на ремонт и закупку нового оборудования и фильмов. Его пробивной приятель (Максим Емельянов), только что вернувшийся из армии, предлагает снять собственное кино и заработать на его показе. Чтобы любительская картина вызвала интерес, парни похищают Дмитрия Дюжева (Дмитрий Дюжев), который случайно и спьяну оказывается в их городке. Так как московский актер наотрез отказывается сниматься, «киношники» приковывают его к инвалидному креслу и сочиняют сценарий о парализованном мексиканском мстителе, которому паралич не мешает быть супервоином.
Начинающий режиссер Илья Учитель – сын известного постановщика Алексея Учителя, создателя «Края» и «Прогулки». «Огни большой деревни» – первая полнометражная картина Учителя-младшего после череды короткометражек, и это фарсовая комедия, которая, в отличие от артхаусных творений Учителя-старшего, претендует на широкий зрительский интерес. В «Огнях» есть «киношные» приколы, рассчитанные на профессионально насмотренную публику, однако в основном лента шутит понятно и пытается рассказать внятную комичную историю. К сожалению, и то и другое у фильма получается плохо.
К какому бы жанру ни принадлежала коммерческая картина, она должна захватывать публику и заставлять сопереживать главным героям. Это основа основ. «Огни» же покрывают повествование таким густым слоем клише, глупости и иронии, что сопереживать не получается. Фильм не убеждает ни в том, что заброшенный кинотеатр надо спасать, ни в том, что нарочито придурочное и бессмысленное трэшевое кино, которое герои снимают, стоит потраченного на него времени, ни в том, что сам процесс съемки что-то дает персонажам.
Показательно, что «режиссер» Федя в самом начале действия отказывается от своего выстраданного романтического замысла, чтобы снять совершенно иное кино – боевик, выстроенный вокруг Дюжева в инвалидном кресле. В сущности, Федя создает не фильм, а пустую коммерческую приманку для местных жителей («Наши парни сняли кино с самим Дюжевым!»), и ясно, что для него это лишь способ заработать денег. Но почему мы, зрители, должны сочувствовать такому герою? Если уж он такой бизнес-ориентированный, то пусть занимается не творчеством, а бизнесом – берет кредит, превращает кинотеатр в конфетку, зарабатывает на блокбастерах, преодолевает всяческие препятствия. Всегда приятнее наблюдать за человеком, который занимается своим делом и горит на работе, а не трудится только ради заработка. Даже если это неопытный комический герой, который часто «лажает».
Впрочем, всерьез обсуждать сюжет и персонажей «Огней», а также идейные нюансы фильма просто нелепо. Как уже говорилось, кино настолько дурацкое, что извлечь из него смысл трудно, да и не нужно. «Огни» снимались как простой «монтаж аттракционов» – то есть как набор комичных сцен, которые должны развлечь публику. И развлечься на сеансе фильма возможно, если вы любите самый тупой и глупый юмор, какой только может быть. Скажем, если вам нравится смотреть, как безобразно кривляется вдребезги пьяный известный актер, как тот же актер, протрезвев, комично пытается сбежать от похитителей, или как сопротивляющуюся звезду возят в инвалидном кресле и роняют, то «Огни» могут вам приглянуться.
В отличие от смысла, плоских гэгов в картине много. Также в «Огнях» есть несколько удачных шуток, совершенно «никакая» романтическая линия и позитивная и совершенно неубедительная вариация на тему «Левиафана». Ведущие актеры, кроме Дюжева, не блещут фактурностью и не запоминаются, а процесс съемки оказывается удивительно простым и беспроблемным, и оттого неинтересным. Помнится, в комедии «Зак и Мири снимают порно» героям было куда труднее, хотя их задача была куда проще. Но работать всегда легко, когда не пытаешься получить достойный результат…
С 2 февраля в кино.