В четверг, 31 октября, в российский прокат вышел фильм «Время жить» — сентиментальная драма с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом в ролях влюбленных, столкнувшихся с тяжелыми жизненными обстоятельствами. Постановщиком «Времени жить» выступил ирландец Джон Краули, автор «Бруклина» и «Щегла». Нам удалось поучаствовать в пресс-конференции режиссера на фестивале в Торонто, в ходе которой Краули ответил на важные вопросы о своем новом фильме.
Почему именно Флоренс Пью и Эндрю Гарфилд?
С Эндрю я успел поработать в «Мальчике А», я хорошо знаком с его актерским диапазоном. Все эти годы я внимательно наблюдал за тем, как он растет. Эндрю очень эмоциональный — и как актер, и как человек. Мне показалось, что ему будет комфортно играть Тобиаса, потому что он по сути своей довольно феминный персонаж. Он мужчина, который легко находит контакт со своими эмоциями. Кроме того, Эндрю ужасно смешной. Он отличный комик и мастер физической комедии. Возможность взять на роль актера, который сочетает в себе чувственность и комичность, казалась мне удачной идеей. Я был уверен, что это именно его роль.
К тому же Эндрю хорошо понимает, каково это — проживать горе. Он прошел через непростой жизненный этап, о котором часто рассказывает в интервью (мать Эндрю Гарфилда скончалась от рака в 2019 году — прим. ред.). Проживание горя — один из тех моментов в сценарии, которые понравились Эндрю больше всего. Он хотел поделиться своим опытом на экране.
С Флоренс мы никогда не были знакомы. Но я был большим поклонником ее таланта, был поражен силой, которую она вкладывает в своих персонажей. Я подумал, что если она сможет сочетать эту силу с уязвимостью, которая появляется в Алмут во время болезни, это будет просто волшебно. Флоренс без раздумий согласилась на мое предложение. Мне оставалось лишь надеяться на то, что они с Эндрю поладят. Они оба очень амбициозные актеры. Они оба хотят делать работу хорошо. Я надеялся, что они смогут создать прекрасный творческий тандем.
«Время жить» — кино с необычной, нелинейной структурой повествования. Расскажите о том, как проходила работа со сценарием.
Нелинейная структура повествования была частью сценария (Ника Пейна — прим. ред.). В первом черновике, который он мне прислал, было три отрезка времени, на протяжении которых разворачивались события фильма. В первом драфте было много лишнего, поэтому в течение последующих девяти месяцев мы делали все возможное, чтобы сделать историю более целостной и лаконичной. Нам нужно было понять, какие сцены нужно оставить, а какие лучше убрать. Было несколько версий концовок, несколько версий открывающей сцены фильма. Мы пытались докопаться до сути, не отходя от выбранной структуры повествования. Эта структура напомнила мне некоторые фильмы Николаса Роуга — «А теперь не смотри» или «Нетерпение чувств», где параллельный монтаж также выполнял функцию важного художественного приема.
Тем не менее сценарий довольно сильно отличается от итогового материала, который мы сняли, — на экране история воспринимается совсем не так, как на бумаге. Нам пришлось разделить материал на тысячи частей и вновь собрать вместе — уже в другой последовательности. Цель была все та же — показать разные грани отношений людей, находящихся перед лицом смерти.
А как проходила работа с актерами на съемочной площадке? Наверняка взаимодействие Флоренс и Эндрю было очень эмоциональным.
Съемки и правда были очень интенсивными. Довольно быстро стало понятно, что Флоренс и Эндрю нравятся друг другу, они много смеялись и шутили, их симпатия казалась очень искренней. Когда мы только начали репетировать, стало ясно, что они вполне доверяют друг другу в творческом плане. Было очень трогательно наблюдать за их совместной работой в кадре.
Между Флоренс и Эндрю быстро зародилась органичная, природная химия. В тот момент моей задачей было каждое утро помогать им найти точку опоры в той или иной сцене. Их расслабленность и комфорт чувствовались на физическом уровне. У нас был специальный координатор интимных сцен, но, по сути, ни Эндрю, ни Флоренс в нем не нуждались, между ними сложился прекрасный интуитивный контакт.
«Время жить» — кино не только грустное, но и смешное. Герои много страдают, но и шутят не реже. Как вам удалось нащупать баланс между комедией и драмой?
Для меня эти два аспекта часто идут рука об руку, особенно когда мы говорим о тоне фильма. Вероятно, именно по этой причине я быстро понял, что нам нужны два великих актера, способных сыграть одновременно и комических, и трагических персонажей. Эндрю и Флоренс с радостью приняли этот челлендж.
Я думаю, что такой подход к изображению отношений приближает нас к реальности. С нами может происходить множество страшных и тяжелых вещей, но мы никогда не теряем чувства юмора. Взять хотя бы сцену с рождением ребенка в туалете заправки. Мы переживаем за героев и в то же время смеемся над абсурдностью всего происходящего. Я хотел, чтобы весь фильм состоял из таких контрастных в эмоциональном плане моментов.
Что, по вашему мнению, будут чувствовать зрители во время просмотра «Времени жить»? (В ответе режиссера есть спойлер! — прим. ред.)
Я бы хотел, чтобы фильм они прочувствовали так же, как ощущается настоящая жизнь. Я бы хотел, чтобы люди приняли всю печаль героев и почувствовали их невероятную близость. Вы же понимаете, что жизнь не состоит исключительно из удовольствия или страданий — как правило, мы чувствуем и то и другое. Я думаю, самая замечательная часть фильмов про смертельно больных людей заключается в том, что никто не умирает по-настоящему. В кино смерть — это все еще не конец, в жизни смерть — это трагедия. В последней сцене вы можете ощутить незримое присутствие Алмут рядом с Тобиасом и малышкой, которые разбивают яйца на кухне. Ведь в начале фильма именно Алмут показывала им, как это делать правильно. Я надеялся, что такие мелкие детали приблизят «Время жить» к нашему восприятию реальной жизни.