В 2021 году в июле в Нью-Йорке будет падать снег, на улицах или в метро будут падать и умирать от сердца прохожие, через которых другие прохожие привыкнут переступать. Появятся летающие угандийцы и пожилые киллеры, предварительно преподносящие своему "заказу" букет цветов. Если двоим влюбленным понадобится бежать на край света, маршрут их будет таков: "В пятницу вы летите в Роттердам и плывете оттуда в Петербург. В Петербурге вас встретит некто Кулишков и посадит на самолет в Москву. В Москве будете жить в Черемушках, там очень красиво и рядом Университет. Это лучшая часть города, на углу кондитерская".
Приведенный пассаж плюс феерический кадр летающих угандийцев – лучшие из немногих развлечений, почерпнутых в холодно-претенциозном фильме Томаса Винтерберга "Все о любви". Претенциозность всегда вылезает, даже когда соберутся приличные люди, если у них повестка дня не сложилась. Какой же могла быть повестка дня у Винтерберга ("Торжество"), Хоакина Феникса ("Гладиатор"), Клер Дэйнс ("Ромео + Джульетта") и Шона Пенна ("Ты так прекрасна")? Почему она не сложилась?
Ясно, почему он этого хотел. Хичкок, верующий и даже догматически верующий человек, рассказывал в своем духе истории назидательные, показывал мир стабильный, уравновешенный, свято покоящийся на вере-надежде-любви и матери их Софье. А если в его духе взять и рассказать историю, полностью противоположную – то есть никаких выводов и мир, у которого крыша едет, мир с вынутым фундаментом – смысл ее будет особенно нагляден. Актуален. Двое влюбленных станут ровно сами собой – влюбленные и точка. Название времен очередного тысячелетия соответствует – "Все о любви".
Но как раз в связи с этим последним вопросом и вышло то, что вышло. Хичкок вечно своими Грегори Пеком+Ингрид Бергман, Грейс Келли+Джеймсом Стюартом, Типпи Хедрен+Шоном Коннери показывал процесс влюбленности и доказывал, что она может быть. Иными словами, грехи надо искупать, а доверие заслуживать. Процесс влюбленности со всеми делами - обликом и взглядом, психологией и юмором - был у него неотъемлемой частью композиции сюжета. Во "Все о любви" влюбленность Клер Дэйнс и Хоакина Феникса предполагается априори. Дэйнс и Феникс ни взглядом, ни обликом ничего не доказывают, юмор и психология преднамеренно скрыты. Но эти артисты - вовсе не Винтерберг с его женой, они между собой не женаты, и надо еще посмотреть в IMDb, женаты ли вообще. Может быть, из-за девочек Винтерберг слишком уж требует от других, чего они не обязаны иметь. Но получилось, что в фильме "Все о любви" любовь-то и не присутствует.
Тем не менее, в прецеденте фильма как такового есть кое-что любопытное. Талантливый датчанин в Голливуде выдал такой же результат, что прежде выдавали в Голливуде талантливые немцы. Его взяли из "Догмы", а в свое время Шлендорфа или Вендерса взяли из Нового немецкого кино. Что Шлендорф с "Историей служанки", что Вендерс с "Американским другом" двадцать лет назад обнаружили в Голливуде столь же холодную претенциозность. Даже талантливый китаец Чен Кайге недавно ее обнаружил в "Убей меня нежно". Парадокс Винтерберга любопытен, поскольку фильм делался в Европе европейцами, заокеанская фабрика грез к нему лишь прикоснулась. Но достаточно прикосновения Голливуда, чтобы любой возможный подтекст (априоризм любви) был отрезан, как кое-какие органы. А почему?