Новый фильм от Netflix про младшую сестру Шерлока Холмса с Милли Бобби Браун в главной роли.
Энола Холмс (Милли Бобби Браун) — младшая сестра всемирно известного детектива Шерлока (Генри Кавилл), которая выросла в загородном поместье с матерью (Хэлен Бонэм Картер), женщиной своевольной и прогрессивной. Вместо вышивания и готовки она обучала дочь стрельбе из лука и джиу-джитсу, а однажды просто без следа исчезла, оставив лишь подсказки к своему местонахождению. Вернувшиеся в поместье братья решают упечь Энолу в дом благородных девиц, но она сбегает и отправляется искать мать — а по дороге встречает юного виконта (Луис Патридж), которого почему-то хотят убить. И с этим как-то связана Палата Лордов и билль о реформе, что даст право голосовать тем, у кого раньше этого права не было.
Торговая марка «Шерлок Холмс» давно стала раем для интерпретаторов — произведения Дойла уже находятся в общественном доступе, то есть под закон об авторском праве не попадают, но при этом уже полтора века не теряют актуальности. Поэтому у нас есть и эксцентричные «Холмс и Ватсон», и меланхоличный «Мистер Холмс», бойкий сериал «Шерлок» и ревизионистское «Элементарно». Среди всех вариаций на тему «Энола Холмс» — основанная на одноимённой серии книг — выглядит далеко не самой радикальной. Она ведь и не про Шерлока вовсе, а про его маленькую сестру, о которой Конан Дойль почему-то забыл упомянуть.
Причём фигура Шерлока как таковая здесь не то чтобы сюжетно важна. Очевидно, что Энола Холмс могла бы быть и, например, Энолой Смит, и смысл бы от этого не потерялся — всё та же авантюрная подростковая история в декорациях XIX века. Тут, в общем-то, и детективной интриги особо нет, а дедукцией главная героиня не блещет, предпочитая решать задачи более эмоциональным и прорывным путём. В чём, отчасти, и заключается замысел картины: даже Шерлок тут предстаёт персонажем более чувствующим, совсем не холодным и не циничным.
Холмс здесь важен в первую очередь как точка отсчёта, как патриархальный символ, позволяющий Эноле реконтекстуализировать миф о детективе с точки зрения феминистской оптики — провозглашающей не только женское над мужским (забавно, что это уже вторая итерация Конана Дойла, в которой у Шерлока из ниоткуда возникает более умная во всех отношениях сестра), но и чувственное над рациональным. Причём в книгах про Энолу Шерлок и вовсе был показан как лютый шовинист, а вот в экранизации фокус немного сбился: кумира миллионов побоялись выставлять в плохом свете, и в итоге мразью выставлен только Майкрофт — чванливый ультраправый аристократ.
Сама по себе идея такой интерпретации — не плохо и не хорошо, в конце концов, что поделать, подобные сюжеты диктует дух нашего времени. Другой вопрос, что, сделай «Энола Холмс» всё правильно, никто бы и не заметил влияния «левой оптики», а нужные смыслы незаметно для зрителя усваивались вместе с задорным адвенчурным сюжетом. Но как лёгкое подростковое кино она работает лишь отчасти — да, всё красочно, весело, и драматург Джек Торн явно знает, как писать такие зефирные костюмные приключения (он же сделал «Аэронавтов» и «Тёмные начала»), а режиссёр Гарри Брэдбир разбавляет пафос комичными разрушениями четвёртой стены (приём, который он явно подсмотрел у сериала «Дрянь», где сам работал, и который в «Эноле Холмс» очень быстро надоедает). И всё же здесь слишком заметно верховенство смысла над действием.
Хотя бы потому, что две сюжетные линии «Энолы Холмс» — с поисками подростка- виконта и матери главной героини — в итоге оказываются не то чтобы связанными. Первая нужна, понятно, в качестве «развлекательной» части, зато вторая несёт исключительно идеологическое значение. Оказывается, что мама Энолы ушла к радикальным суфражисткам и собирается что-то взрывать ради того, чтобы женщинам дали право голоса. Фильм это, очевидно, не осуждает — и получается, что детское приключенческое кино как бы оправдывает терроризм. Если терроризм за благое дело, разумеется.
Впрочем, и линия с виконтом в итоге заканчивается таким зумерским морализаторством: мол, старикам пора бы уже уйти на покой и не мешать молодым решать судьбу страны. В целом, справедливое замечание, но это не значит, что ради него костюмную адвенчуру надо превращать в метафору борьбы с Брекзитом. Но тут уж, как говорится, у кого что болит — а у либерально настроенных британских творцов сейчас у всех болит одно и то же.