«За» и «против» Тауриэль, придуманной сценаристами «Хоббита: Пустоши Смауга» бессмертной воительницы
Разворачивая 300-страничного «Хоббита» на три эпические картины, Питер Джексон и его соавторы не только добавили в фильмы ранее отсутствовавшие эпизоды и расширили боевые сцены, но и придумали новую ключевую героиню – эльфийку Тауриэль. Ее предстоящий дебют в «Хоббите: Пустоши Смауга» уже вызвал как восторженные, так и гневные отклики поклонников Толкиена. Что фанаты классического фэнтези имеют против Тауриэль, которую они еще не видели на экране, и правы ли были создатели трилогии, когда решили включить эльфийку в повествование? Давайте разбираться.
Для начала небольшая справка. Тауриэль, сыгранная Эванджелин Лилли (Кейт из сериала «Остаться в живых»), – одна из самых молодых эльфов во всех шести фильмах Джексона о Средиземье, уже вышедших и готовящихся к прокату. Ей «всего» 600 лет (эльфы, напомним, живут вечно, если не гибнут на войне). Тем не менее Тауриэль – капитан стражи в эльфийском королевстве Лихолесье. После гибели родителей ее опекает король Трандуил, и она с детства дружит с его сыном, принцем Леголасом (Трандуила мы уже видели в первом «Хоббите», а Леголас хорошо знаком всем, кто видел трилогию «Властелин Колец»). Тауриэль смертоносна в бою и безжалостна к оркам, которые убили ее семью. Как и все эльфы Лихолесья, эльфийка не доверяет гномам, но, кажется, она более открыта для «политкорректных» идей, чем ее приемная родня. Во второй и третьей сериях «Хоббита» нас ждет нечто вроде любовного треугольника между Тауриэль, Леголасом и гномом Кили, одним из спутников Бильбо. Однако мы пока не знаем, как далеко герои зайдут в своих отношениях.
Почему Питер Джексон и его жена-сценаристка Фрэн Уолш придумали Тауриэль? По их собственному признанию, потому что в «Хоббите» Толкиена нет героинь. Ни одной! Ни среди хоббитов, ни среди гномов, ни среди людей, ни среди эльфов. И это несмотря на то, что в сравнительно небольшой книжке целая дивизия персонажей. Одних гномов там тринадцать бород! В первом «Хоббите» соавторы чуть подправили гендерный баланс, вернув в действие эльфийскую королеву Галадриэль. Но так как героиня Кейт Бланшетт по сюжету лишь позирует в элегантном платье и изрекает мудрые истины, то для сиквелов Джексон и Уолш создали новую, активную и агрессивную героиню, которая с готовностью пускает в ход лук и кинжалы.
Напомним в этой связи, что во время работы над «Властелином Колец» соавторы планировали отправить на войну, в гущу сражений эльфийскую принцессу Арвен, но в последний момент передумали и вырезали героиню из боевых сцен, не решившись далеко отступить от пассивного образа Арвен в книгах Толкиена. Так что «боевая эльфийка» – это давняя мечта Джексона и Уолш, которую они лишь сейчас смогли реализовать.
Как только создатели фильма представили Тауриэль публике и продемонстрировали ее фотографии, у нее тут же появились как поклонники, так и противники. Аргументы первых были примерно теми же, что у Джексона и Уолш. Книга «Хоббит» была опубликована в 1937 году, а трилогия «Хоббит» выходит в 2010-х, и в XXI веке уже неприлично снимать трехсерийное эпическое фэнтези без одной-единственной героини. Равно как неприлично, чтобы прекрасный пол в одиночестве представляла Галадриэль, чья роль в новых «Хоббитах» – это, в сущности, камео. А так как во «Властелине Колец» на поле боя сражалась человеческая принцесса Эовин, то логично, что в приквеле воительницей оказывается эльфийка. Был бы у Толкиена третий полноценный роман о Средиземье, там можно было бы отправить на войну гномиху!
При этом Тауриэль – не просто привлекательное существо с кинжалами и острыми ушами, а полноправная героиня с сюжетной линией, романтической историей, душевным конфликтом и как боевыми, так и разговорными сценами. Плюс Толкиен в своих описаниях эльфов особо указывал, что эльфийские женщины (в отличие от женщин других рас Средиземья) лишь немногим физически слабее, чем эльфийские мужчины, и они столь же доблестны при защите своих королевств, как и сильный пол. Так что эльфийская воительница – это куда более «каноничный» персонаж, чем, скажем, боевая гномиха, каковых в Средиземье отродясь не было.
Наконец, эффекты эффектами и пафос пафосом, а красивая женщина еще ни одному фильму не помешала. Особенно если это Эванджелин Лилли, которая недостаточно харизматична, чтобы стянуть все одеяло на себя (если бы ее роль досталась молодой Анджелине Джоли или нынешней Скарлетт Йоханссон, фильмы бы перекосило в сторону Тауриэль и трилогия бы развалилась), но достаточно привлекательна, профессиональна и любима публикой, чтобы вписаться в собранную Джексоном труппу.
Так что же, Джексон и Уолш – молодцы и «рождение» Тауриэль можно только приветствовать? Нет, не все так просто. Во-первых, женщины – это вам не негры. В Америке сейчас около 13% населения – «афроамериканцы», и это значит, что если на десять персонажей в голливудском фильме – один негр, то сценаристы воссоздали реальное соотношение рас в стране. Напротив, женщин что в США, что в Новой Зеландии – половина населения. И если на целую толпу героев-мужчин в «Хоббите» приходится лишь полторы героини (Галадриэль из-за ее незначительной сюжетной роли считаем за половинку), то это не исправление несправедливости, а «токенизм» (от слова token – «знак») – пустой жест, демонстрирующий лишь формальную приверженность прогрессивным ценностям.
Либо уж перепахивайте «Хоббита» от начала и до конца и, скажем, заменяйте нескольких спутников Бильбо на героических гномих (так, кстати, членов команды Торина было бы проще различать), либо экранизируйте классику «как есть», не пытаясь скрыть ее недостатки с точки зрения современной западной цивилизации. Пусть Толкиен останется Толкиеном – это не только проявление уважения к мэтру, но и подчеркивание заслуг перед феминизмом нынешних авторов вроде Джорджа Мартина, у которого в «Игре престолов» с гендерным балансом все в порядке.
А, кстати, почему в «Хоббите» нет героинь, а во «Властелине Колец» они есть, пусть и немногочисленные? Что, Толкиен за годы Второй мировой войны, которые пролегли между сочинением двух шедевров, изменил свои взгляды на прекрасный пол? Не исключено – Вторая мировая война заставила многих женщин занять места их мужей, ушедших на фронт, и после этого патриархального джинна уже нельзя было загнать в бутылку, хотя западные политики-консерваторы и пытались это сделать. Но более вероятно, что Толкиен просто ориентировался на разных читателей.
В самом деле, «Хоббит» – это прежде всего сказка для мальчиков младшего школьного возраста. Которым, как считается, романтические перипетии не интересны. А так как в эпических повествованиях героиня – это почти всегда предмет чьих-то воздыханий (заметим, что Галадриэль во «Властелине Колец» – замужняя эльфийка, что не мешает гному Гимли питать к ней платонические чувства), то Толкиен не стал включать в «Хоббита» героинь, чтобы сосредоточиться на подвигах и приключениях. Напротив, «Властелин Колец» писался для ребят постарше, и там есть и красавицы, и романтика. Хотя последняя для сюжета и третьестепенна.
Конечно, писатель мог бы решить эту проблему тем же путем, к которому прибегли его предшественник Льюис Кэрролл в «Алисе в Стране чудес» и его современник и друг Клайв Льюис в «Хрониках Нарнии». Хочешь, чтобы в действии были героини, но не хочешь описывать ухаживания и воздыхания? Сделай героинь маленькими девочками! Это возможное решение, но вряд ли подходящее для «Хоббита», где все персонажи во вполне солидном возрасте. Бильбо, например, отправляется в поход, когда ему уже исполнилось 50 лет (это не человеческие 50 лет, но все же отнюдь не молодость).
Как видите, Алису или героинь Льюиса в такую книгу вписать было бы трудно, а особых причин для отстаивания феминистских идеалов у Толкиена не было. Среди его четырех детей дочь была только одна, и, сочиняя сказки, писатель преимущественно ориентировался на сыновей. Его жена Эдит была женщиной традиционных взглядов, а не пламенной феминисткой, как супруга Фрэнка Баума, автора подчеркнуто прогрессивных сказок о стране Оз. К тому же Толкиен, как исследователь фольклора и раннесредневековой литературы, черпал вдохновение в произведениях, где женщины редко называются по именам. Не говоря уже о том, чтобы быть главными героинями. Так что у него были веские психологические и художественные причины, чтобы написать «Хоббита» таким, каким он получился. И экранизатор не вправе игнорировать эти причины.
Далее, можно ли назвать Тауриэль «органичной» героиней для толкиеновского цикла? Пожалуй, нет. За последние десятилетия мы привыкли к эльфийским воительницам из видеоигр, фильмов и мультфильмов, но Толкиен видел эльфов иначе. Да, он писал о том, что эльфийки в трудную минуту воюют не хуже эльфов. Однако автор, видевший войну не на экране, а в жизни (он провел несколько месяцев на фронте Первой мировой войны, тяжело заболел и был комиссован по состоянию здоровья), относился к баталиям куда серьезнее, чем его последователи-фантасты. И он специально указывал, что эльфийки идут в бой лишь тогда, когда их королевствам угрожает смертельная опасность. В мирное время у них много других дел, и даже во время войны они чаще трудятся лекарями, чем солдатами. Опять же, Галадриэль не зря представлена читателям не как воин, а как волшебница. Эльфийская магия позволяет эльфийкам защищать свои государства, не обнажая оружие. И было бы логично, если бы Тауриэль, девушка из придворной семьи, была бы не солдатом, а магом.
Но, допустим, эльфийка, движимая жаждой мести за родителей, все же записалась в армию. Была бы она назначена капитаном гвардии? Разумеется, нет. Не из-за своего пола, а из-за своего возраста. Это одна из ключевых должностей в королевстве, и занимать ее должен кто-то многоопытный, а не девчонка, у которой молоко на губах не обсохло. В современном мире молодой начальник может иметь преимущество перед ветераном, так как жизнь сейчас постоянно меняется и молодым людям порой проще реагировать на новые угрозы. Но в мире Толкиена эльфам угрожают не новые, а хорошо забытые старые враги. Вроде Саурона или драконов. Да и орки в Средиземье появились довольно давно. При этом эльфы не стареют и не дряхлеют. Так что эльфийский воин, которому несколько тысяч лет, – это не старик, а умудренный опытом богатырь вроде Элронда. Он и сам мастерски сражается, и молодых воинов может научить воевать с древними врагами, с какими они еще по малолетству не сталкивались. И именно такой эльф должен быть капитаном стражи. Тем более что Трандуил у Джексона – консервативный параноик, и было бы странно, если бы он доверил столь ответственную должность девушке. Пусть даже своей воспитаннице и любимице.
Наконец, гном, влюбленный в эльфийку, уже был во «Властелине Колец». И вписав в сюжет «Хоббита» такую романтическую линию, Джексон и Уолш продемонстрировали то ли неспособность, то ли нежелание придумать нечто новое. И, кстати, что может быть шаблоннее, чем смертоносная красавица, которая мстит за родителей и разрывается между «подходящим» и «неподходящим» кавалерами?
И все же… И все же Джексон и Уолш были правы, когда придумали Тауриэль. Да, они могли бы потратить на ее создание больше пяти минут и родить что-то более оригинальное. И да, от ее появления в сюжете «Хоббит» не становится оплотом феминизма. Но после «Властелина Колец» снять «Хоббита» без кого-то вроде Тауриэль было уже невозможно. И Толкиен, вряд ли бы одобрив эльфийку как персонажа в контексте его книги, наверняка согласился бы, что «Хоббиту» Джексона – заметно более размашистому и «взрослому» произведению, чем исходная книга, – нужны привлекательная и решительная героиня, любовный треугольник и эльфийка, расправляющаяся с орками. Эовин тому пример. Что хорошо для «Властелина Колец», то хорошо и для его приквела!