
Старомодный каноничный мюзикл, который не может предложить ничего нового зрителю
Старомодный каноничный мюзикл, который не может предложить ничего нового зрителю
Маленькие Майкл и Джейн Бэнксы давно выросли — у Майкла уже свои дети, скучная работа и прочие обязательные для взрослого вещи. А ещё недавно почившая жена, от потери которой он никак не может оправиться. Однажды Майкл с горя даже забывает заплатить за дом — и теперь его вместе с детьми норовят оттуда выселить. Весь этот бардак прилетает исправлять Мэри Поппинс — всё такая же строгая, учтивая и не постаревшая ни на миг.
Правы были буддисты, когда говорили, что жизнь — штука цикличная и то, что уже было, обязательно вернётся вновь. А может, то были и не буддисты, а персонаж одного очень популярного сериала, кто их сейчас разберёт. Посмотрите сами: когда-то «Дисней» снимали простенькие мюзиклы, где все эмоции выражались через танец, а любую мысль надо было обязательно пропеть вслух. Потом, в начале нашего века, они ударились в лёгкий постмодерн — смеялись над собой («Зачарованная»), немножко играли в ревизионизм («Спасти мистера Бэнкса»). Теперь колесо Сансары дало новый круг — мультфильмы зачем-то переснимают кадр в кадр, а старые мюзиклы продолжают уже совершенно серьёзно, без тени ревизионизма, иронии и какого-либо осмысления. Все вокруг вновь поют, фонарщики танцуют, радость, счастье, благодать.
И за штурвалом этого безобразия, конечно же, Роб Маршалл — бродвейский хореограф, который периодически пытается снимать кино. Получается через раз, и даже когда получается, лучшее, что есть в его фильмах, — вещи сугубо поверхностные: танцы, песни, декорации, костюмы и прочая мишура. Так было в прошлой диснеевской поделке Маршалла, ужасном «Чем дальше в лес», и всё то же совершенно справедливо для «Мэри Поппинс возвращается».
Внешне это почти идеальное кино: очень красивы причудливые миры фантазии, куда Мэри периодически водит детей. Эстетичен масляный, чернильный Лондон, пространство угрюмых взрослых и злодейских капиталистов. Каждый танцевальный номер идеально поставлен, Лил-Мануэль Миранда преступно обаятелен, Эмили Блант — лучшее, что могло случиться с образом Поппинс в наше непростое время. Но всё это могло быть столь же прелестно и вне контекста истории.
Собственно, оно и пытается находиться «вне»: музыкальные этюды здесь едва связаны с голой фабулой, где основная задача героев — вырвать свой дом из лап циничного бизнесмена (ничего банальнее придумать, видимо, не смогли). Да и сами герои — трое детей Бэнксов — фильму совершенно неинтересны. Вы вряд ли запомните их имена, вы, скорее всего, вообще не будете обращать на них внимания. Зачем, когда вокруг такая помпа, красота, Эмили Блант в конце концов. Не надо оно вам, да и Робу Маршаллу, в общем, не надо.
И правильно, что не надо — за пределы танцевальных номеров в «Мэри Поппинс возвращается» вообще лучше не соваться, себе дороже. Ведь стоит на мгновение вырвать себя из лап цветастой, ритмичной манипуляции — и всё, магия исчезла, лощёная эстетика летит в тартарары. Как только герои на секунду перестают петь и начинают говорить как нормальные люди, об этом мгновенно жалеешь. Уж лучше бы они и дальше горланили свои прописные истины — в песнях они звучат не так нелепо.
Когда приличные артисты с широко открытыми глазами удивляются тому, что мёртвые родственники, оказывается, навсегда остаются с тобой в сердце — это действительно страшно. Понятно, что фильм и задумывался нарочито простым, инфантильным, прямо в духе классических мюзиклов. Но для хорошей ретростилизации в нём слишком много современного: его глянцевая, гламурная эстетика мало напоминает «тот самый» «Дисней». Оттого и инфантильность совсем не умиляет, скорее раздражает.
Посыл о том, что детство стоит беречь и не спешить взрослеть, — вещь замечательная. Только само понятие «детства» как явления у новой «Мэри Поппинс» абсолютно стариковское. В навязчивом желании везде вставить мыльные пузыри, мультяшных собак или другую какую пошлость явно чувствуется рука дедушки-продюсера, который пытается манипулировать маленькими зрителями, но сам о детстве помнит только по старым открыткам, классическим мюзиклам и выцветшим фотографиям. Впрочем, если учесть, что все чудеса детям показывает Мэри Поппинс — которой, судя по фильму, уже лет двести, — это имеет определенный смысл. Но, чувствую, ничего такого авторы точно не подразумевали.
На все претензии кто-то опять же скажет: мол, но ведь так надо, это дух оригинала! Какого только, не совсем понятно. Памела Трэверс и от первой «Мэри Поппинс» с её танцующими пингвинами была в ужасе — посмотри она фильм Маршалла, её мгновенно удар бы хватил.
С 3 января в кино.