Появление рэперов в кино давно стало обыденностью, но в последние годы все больше хип-хоп-артистов пытаются размыть грань между кинематографическими и музыкальными амплуа. Больше всего в этом преуспел Дональд Гловер (он же Childish Gambino); чего-то похожего пытаются добиться Vince Staples и Kid Cudi, которые сейчас создают собственные сериалы для Netflix, а совсем недавно Трэвис Скотт анонсировал сотрудничество с компанией A24, приуроченное к релизу его нового альбома Utopia.
Мы решили вспомнить лучшие и самые удачные фильмы, сериалы и короткометражки, в которых сыграли рэперы.
Наверное, было бы странно начинать подборку с другого фильма: «Восьмая миля» уже давно ассоциируется у многих с рэпом в кино — во всех проявлениях. Это и правда образцовая картина о том, где и из-за чего рождается настоящий хип-хоп: о тяжелой жизни в гетто, нищете, расовом напряжении, эскапизме и попытке выразить себя, свои эмоции и переживания через рифмы. Наконец, это важнейшее полуавтобиографическое кино для Эминема, перенесшего на большие экраны историю своего взросления. «Восьмая миля» не только доказала, что успех рэпера неслучаен, но и превратила его в международную звезду и закрепила за ним статус главного хип-хоп-исполнителя начала нулевых. А еще фильм принес ему премию «Оскар» за выдающийся, хоть и превратившийся в последние годы в мем трек Lose Yourself.
В фильме с незамысловатым названием «Живот» главные роли местных авторитетов, думающих выйти из игры, исполнили сразу два рэпера: DMX — автор бессмертного хита X Gon' Give It To Ya и Nas, выпустивший без преувеличений один их главных хип-хоп-альбомов в истории, Illmatic. Сама картина — режиссерский дебют важнейшего хип-хоп-клипмейкера Хайпа Уилльямса, который прекрасно понимал, что в нулевых жанр будет одержим понтами, дорогими украшениями и роскошью, поэтому сыграл на опережение и постарался зарядить этим вайбом весь фильм. Получилось, надо сказать, поначалу неоднозначно: «Живот» во время релиза был разгромлен прессой и афроамериканским коммьюнити, но впоследствии обрел культовый статус. Новая ревизионистская волна накрыла этот стильный неонуарный триллер в апреле этого года, когда скончался DMX. Достаточно взглянуть на великую вступительную сцену, чтобы убедиться: это и правда стилистически опередивший свое время хип-хоп-экспрессионизмом фильм.
После ухода из культовой группы N.W.A Айс-Кьюб не только записал два важнейших для гангста-рэпа альбома, но и сыграл в культовом фильме Джона Синглтона «Ребята с улицы». В то время активно шла романтизация образа гэнгста (во многом благодаря влиянию все тех же N.W.A и Айс-Кьюба) и идеализация хоть и свободолюбивой, гедонистической, но все же вынужденной жизни многих молодых афроамериканцев в гетто. «Ребята с улицы» стали голосом разума тех времен: всего лишь 23-летний Синглтон представил честную и отрезвляющую историю взросления в месте, где смерть стала обыденностью, а главное, он сделал это с важнейшим для того времени пацифистским посылом.
Из-за богатого кинематографического наследия Тупака Шакура в этой подборке мог оказаться один из многих его известных фильмов вроде «В тупике» или «Пули», но лучше рассказать о недооцененной романтической комедии «Поэтичная Джастис», в которой рэпер сыграл не преступника, а подающего надежды музыканта. Во время релиза фильм был прохладно принят прессой из-за того, что он попросту отличался от предыдущего фильма режиссера Джона Синглтона, «Ребята с улицы», но со временем отношение к картине изменилось — зрители перестали искать в ней социальную критику и полюбили ее за нежную и благородную историю любви с редким для афроамериканского кино тех времен хеппи-эндом.
Канье Уэст на кадре из фильма «We Were Once a Fairytale»
Канье Уэст никогда не ограничивался музыкальной индустрией: уже в начале карьеры он пытался создать совместно с HBO комедийный сериал, а еще чуть ли не первый визуализировал свой альбом (magnum opus музыканта — My Beautiful Dark Twisted Fantasy). Один из проектов того периода — короткометражка Спайка Джонза We Were Once a Fairytale: изначально это был клип на трек See You in My Nightmares с революционного альбома 808s & Heartbreak, но проект перерос в экспериментальную короткометражку, соответствующую главным мотивам альбома — горю, потере и одиночеству. Выглядит это действительно необычно: пьяный Канье бродит по клубу, хвастается перед всеми, что он написал играющую в колонках песню, мучается из-за галлюцинаций, после чего сюжет приобретает сюрреалистический поворот — Канье вырезает из себя странное маленькое существо и дает ему разрешение убить себя. Словом, зрелище уникальное, а еще со сложной судьбой: короткометражку случайно слили раньше времени, поэтому Уэст не стал ее выпускать официально. Найти ее, впрочем, можно на YouTube.
Мычащий в своих треках рэпер Kid Cudi, он же Скотт Мескади, активно развивает карьеру в кино: в декабре на Netflix его можно будет встретить в звездном капустнике Адама МакКея «Не смотри вверх», а в прошлом году он сыграл в мини-сериале Луки Гуаданьино «Мы те, кто мы есть». Ему досталась нетипичная для любого рэпера роль — он одновременно и бравый американский солдат, и патриот, поддерживающий политику Дональда Трампа, жестокий, но любящий отец, а еще отдалившийся от супруги муж. Материала более чем достаточно, чтобы проработать персонажа и создать на экране комплексного героя. Мескади отлично с этим справился, поэтому не удивляйтесь, если начнете все чаще и чаще встречать музыканта на экране: он там оказался явно не случайно.
Хип-хоп никогда не был чисто мужским жанром, вот и в подборке нашлось место женщине. В последнее десятилетие Куин Латифа все чаще появляется на больших и малых экранах, совсем забыв о музыкальной карьере (ее последний альбом вышел в далеком 2009 году), однако именно в статусе хип-хоп-исполнительницы она начинала свою карьеру. От афроцентричного джаз-рэпа Латифа довольно быстро ушла к более попсовому звучанию, в то же время она начала активно сниматься в кино. Один из ее первых успехов — недооцененный фильм-ограбление «Вызов», который в этом году отметил 25-летний юбилей. Это на удивление драматическая история с острым для кино 1990-х социальным комментарием о жизни в гетто: четыре столкнувшиеся с нищетой подруги решают, что им необходимо ограбить банк — если не из-за собственного благосостояния, то хотя бы ради семей. Получился напряженный боевик с сильными героинями, которым действительно хочется сопереживать.