Ставшие эпохой расцвета трэша 80-е дали питательную почву для нулевых -- тем более, что у руля сегодня те, кто в детстве любил дешевые хорроры.
Кино-трэш существовал всегда. Параллельно с великими фильмами вроде «Рождения нации» /Birth of a Nation, The/ (1915) всегда были какие-нибудь "Торговцы душами" (полнометражка 1913-го года о "белых рабынях"-проститутках). Спустя полвека ничего не поменялось. Пока кино-снобы обсуждали «Головокружение» /Vertigo/ (1958) Хичкока, нормальные люди шли смотреть "Нападение 50-футовой женщины". Но этот трэш всегда существовал параллельно с большим кино. И только в 1980-е знаки вдруг поменялись – трэш стал мейнстримом, а "большое кино" начало смотреться этакой белой вороной, нужной только киноакадемикам. Ведь не вручать же "Оскара" какому-нибудь «Американскому ниндзя» /American Ninja/ (1985) или «Зловещим мертвецам».
К победе трэша Голливуд уверенно шел с 1960-х, когда вместе с сексуальной революцией, борьбой афроамериканцев за равные права, радикальным феминизмом и прочими социальными потрясениями, открыл для себя молодежную аудиторию как отдельный, довольно большой, рынок сбыта. А началось все с фильма «Выпускник» /Graduate, Тне/ (1967) Майка Николса: молодой Дастин Хоффман, спасающий любимую от навязанного родитялми брака и параллельно отбивающийся от толпы зажравшихся бэби-бумеров, убегает с девушкой на обычном автобусе. Вот только поколение 1960-х просто в силу воспитания предпочитало хорошее кино. А их дети, подросшее к восьмидесятым радостное поколение "делай что хочешь", свой выбор сделали в пользу трэша.
Хорошую службу в расцвет трэша внесли знаменитые аббревиатуры – MTV и VHS. Запущенный в 1981 году телеканал MTV довольно быстро научил зрителей что все должно быть максимально ярким, динамичным и простым. Это не только рваный монтаж, но и превращение сюжета в питательную биомассу – сытно, много, только через полдня и вкуса не вспомнишь. А благодаря домашнему видео появился рынок "direct-to-video" – низкобюджетные фильмы которые и не предназначались для показа в кинотеатре. За смешные по меркам большого кино деньги можно было получить ощутимую прибыль. Продюссеры высокобюджетных блокбастеров тоже расслабились – если фильм не собирал большую кассу в кино, то добирал в видеопрокате. Но полезней всех рынок домашнего видео сказался на производителях сиквелов – можно было не тратиться на раскрутку персонажей и сюжетов, а благодарный зритель с радостью покупал поделку под очередным порядковым номером.
В таких тепличных условиях, трэш понятное дело расцвел пышным цветом. Причем это было абсолютно серьезное кино – ни грамма самоиронии, свойственного студии "Трома", ни оригинальных ходов в духе Роджера Кормана. Этот "истинный" трэш ушел в подполье и стал частью арт-хауса. А новый жил по заветам MTV – просто, ярко и в лоб.
Во главе массового трэша шли слэшеры – дешевые фильмы ужасов с тоннами бутафорской крови и экранной расчлененки. И хотя сейчас помнят только самые живучие франшизы вроде «Пятницы, 13-го» /Friday the 13th/ (1980), «Кошмара на улице Вязов» /Nightmare On Elm Street, A/ (1984) и «Хэллоуина» /Halloween/ (1978), это далеко не единственные достойные представители жанра. Особой популярностью пользовались названия со словом "резня" ("Резня на девичнике", "Резня в женском общежитии", сиквелы к "Техасской резне бензопилой") или упоминания радостных праздников ("Новогоднее зло", "Выпускной бал", "День матери", "С днем рождения меня"). Но для ознакомления лучше выбрать «Мой кровавый Валентин» /My bloody valentine/ (1981) или "На Греческой улице" – порезанные в первоначальном прокате из-за чрезмерной жестокости классические малобюджетные слэшеры.
Серьезными конкурентами слэшеров стали фильмы о боевых искусствах, столь любимые в полуподпольных московских качалках эпохи перестройки. В Америке интерес к ним существовал еще со времен Брюса Ли, но в 1980-х наконец было налажено производство местных аналогов. Неудивительно, что одной из первых звезд жанра стал бывший экранный соперник Брюса Ли, Чак Норрис. И хотя сегодня он стал скорее персонажем интернет-фольклора ("Чак Норрис никогда не спит. Он выжидает"), тогда Норрис на полном серьезе снимался в фильмах вроде "Око за око" /Eye For An Eye, An/ (1981) и «Вынужденная месть» /Forced Vengeance/ (1982). Его главным конкурентом был Майкл Дудикофф («Американский ниндзя» /American Ninja/ (1985), «Карающая сила» /Avenging Force/ (1986), "Американский ниндзя 2" /American Ninja II – The Confrontation/ (1987)), но потом и Майкл и Чак стали сниматься в еще более тривиальных боевиках, а фильмы о боевых искусствах стали козырем Жана-Клода Ван Дамма («Кровавый спорт» /Bloodsport/ (1987), «Не отступать, не сдаваться» /No Retreat, No Surrender/ (1985), «Кикбоксер» /Kickboxer/ (1989)).
Все это было бы так смешно, если бы там в восьмидесятых и осталось, а бывшие подростки выросли и забыли бы об этом. Но они и вправду выросли – но ничего не забыли. Хуже того, некоторые пошли работать в киноиндустрию – ведь там нужны люди, понимающие вкусы аудитории. И началось… Для тех, кто не наигрался в детстве в солдатики G.I. Joe снимают целый фильм, выросшие на мультиках про больших человекоподобных роботах того гляди получат уже вторую часть «Трансформеров». Даже для фанатов сериала "Рыцарь дорог" с Дэвидом Хассельхоффом сделали ремейк. Неудивительно, что и полузабытые слэшеры вдруг ожили не хуже Джейсона Вурхиса. Уже вышли ремейки «Ужаса Амитивилля» /Amityville Horror, The/ (2005), «Выпускного вечера» /Prom Night/ (2008), «У холмов есть глаза» /Hills Have Eyes, The/ (2006), Роб Зомби переснял «Хэллоуин» /Halloween/ (2007), перезапущена франшиза «Пятница 13-е» /Friday the 13th/ (2009). Недавно вышел
Вот только "Американского ниндзя" не надо возрождать. Пожалуйста.