Неуверенная драма об армии из одного человека на пенсии взрывается фонтаном насилия в финале.
Престарелый Джон Рэмбо (Сильвестр Сталлоне) проводит свои дни на ранчо в Аризоне, объезжая лошадей и подготавливая племянницу Габриэль к поступлению в колледж. Но спокойная и размеренная жизнь прекращается, когда девушка отправляется в Мексику на встречу со своим биологическим отцом, бросившим ее, и попадает в секс-рабство к могучем картелю. Рэмбо отправляется на ее поиски и пересекает границу с Мексикой.
Американские кинопенсионеры повадились наносить визиты своим южным соседям – совсем недавно границы, и не только государственные, пересекал Клинт Иствуд в «Наркокурьере», теперь же настала пора отправиться туда персонажу, чье имя вызывает ностальгический трепет у всех, кому за 40. Вектор движения понятен, потому что туда указывает партия – Дональд Трамп захотел отделиться от Мексики стеной, и вот как раз у нас есть тот, кто ее построит при помощи базуки и мачете.
Рэмбо не напрасно поднял свою напоминающую деформированную резиновую шину голову именно при Трампе у престола. Яростный ветеран Вьетнама был создан в восьмидесятые при Рональде Рейгане, который первый взывал к избирателям фразами про возвращение Америке ее былого величия. Учитывая мощную волну ретромании по восьмидесятым и косплей Трампа, момент для возвращения бойца из видеосалонов на экраны представлялся довольно удачным.
Однако удача и скульптурный ветеран далеко не всегда идут рука об руку. Фильмы этой франшизы похожи на своего главного героя – они так же наполнены противоречиями, абсолютно лишены какого-либо юмора и обладают твердым лбом, что далеко не всегда способствует интересному просмотру. Родившимся в семидесятым не нужно долго объяснять, что их ждет в очередной части саги. А вот у следующих поколений, отличающихся особой моральной чуткостью, могут возникать вопросы, почему им надо смотреть на 73-летнего громилу в натовке, который сидит у себя на крыльце своей фермы в кресле-качалке почти весь фильм, а в финале устраивает кровавую баню карикатурным врагам. Кто эта женщина, которая живет с ним на ферме и постоянно сравнивает Рэмбо с его отцом, и какие у них отношения? Кому приходится дочерью его племянница? У Рэмбо была сестра? Что за дождливый ночной катаклизм нам показывают в прологе фильма? Как помогла (и помогла ли вообще) Рэмбо независимая журналистка (Паз Вега) после того, как он появился у нее на пороге с просьбой о помощи? Вопросов масса, и нет уверенности, что сам Сталлоне знает на них ответы.
Однако не стоит тревожить дядю или батю расспросами. Когда у старших начинаются проблемы с формулировками, они входят в режим берсерка и начинают брутально крошить черных, белых, красных, вьетнамцев, япошек, латиносов, рептилоидов, в конце концов. И нельзя не признать, что именно за этими моментами мы и ходим смотреть на фильмы про Рэмбо, а не за глубоко прописанными характерами или тонкими психологическими загогулинами. Когда в подземном туннеле, выкопанном параноидальным сурвайвалистом, врубается на полную катушку The Doors “Five to One” и начинает литься кровь (последняя ли?), все вопросы застывают у зрителя комом в горле – кроме одного, почему надо было настолько безбожно оттягивать этот момент. Вырываются кадыки, вырезаются ножом внутренности, отрезаются головы, и, наконец, вырывается голыми руками сердце из грудной клетки. Володенька, я же тебя зубами грызть буду. Такое изощренное насилие в такой мощной концентрации мы вправе ожидать от фильма Николаса Виндинга Рефна, Бена Уитли, Паноса Косматоса (сына создателя «Рэмбо 2», если кто не в курсе) или других, куда более привычных и удобоваримых для миллениалов авторов. Гилти? Безусловно. Плежа? Еще какое. Заставит ли молодых уважать себя так же и Слай? Надо ли ему это в принципе?
Похоже на то, что ему это все-таки надо. В одном из эпизодов фильма он вместе со своей верной (спутницей? помощницей? домохозяйкой? тотемным животным?) наблюдает за тусовкой племянницы и ее друзей. Звучащий из колонок трэп возрастная женщина характеризует как мусор, и говорит, что раньше трава была зеленее. Рэмбо же, пожав плечами, говорит: «А мне норм». И когда на финальных титрах Сталлоне пускает бесхитростно сделанный монтаж из лучших моментов фильмов франшизы, а потом, погарцевав на коне, отправляется галопом навстречу горизонту, у зрителя появляется смутное подозрение, что этого персонажа не надо спешить хоронить. У него еще есть дела.