Слащавое до хруста на зубах комедийно-сентиментальное кино о том, что не нужно искать счастье за морем, если оно у тебя под боком
Лондонский психолог Гектор (Саймон Пегг) ведет размеренную и уютную жизнь. У него есть любимая работа, любимая девушка (Розамунд Пайк), комфортная квартира… Однако он не чувствует себя счастливым и боится, что из-за этого не может помочь своим пациентам обрести счастье. Поэтому Гектор бросает все и отправляется в кругосветное путешествие – в Китай, Африку и Америку. По пути он посещает старых друзей и спрашивает у местных жителей, в чем для них кроется секрет счастья.
Наивный иностранец отправляется в экзотические страны, чтобы найти ответы на вопросы бытия. После того как эта сюжетная линия была спародирована во втором «Эйсе Вентуре», можно было надеяться, что западное кино наконец распрощалось с расистским мифом о том, что у людей другого цвета кожи какое-то свое, особенное и уникальное счастье, которым они так и жаждут поделиться с заезжим белым туристом. Но воз и ныне там, и через двадцать лет после «Зова природы» мы получили вполне серьезный (хотя и с регулярными уходами в комедию) фильм, где главный герой искренне ищет счастье в Китае и Африке и скрупулезно записывает в блокнотик все, что ему рассказывают по этому поводу местные жители. Будь то китайская проститутка, тибетский монах, африканский наркоторговец или американская мусульманка.
Почему это совершенно нелепо? Не только из-за очевидного расизма ситуации, но и из-за профессии главного героя. Будь Гектор наивным аутистом-физиком вроде Шелдона Купера из «Теории большого взрыва», в его путешествие можно было бы поверить. Но герой Пегга – профессиональный психолог, и вроде бы даже талантливый. Так почему же он записывает банальнейшие сентенции вроде «Каждый имеет право на счастье» с таким просветленным видом, будто слышит их в первый раз? Психолог с его подготовкой может, не выходя из дома, заполнить молескин фразочками вроде «Счастье – это когда тебя любят таким, какой ты есть», потому что они в его профессии – основа основ. С тем же успехом Шелдон мог бы странствовать по миру и записывать в книжечку услышанные определения атома, электрона и «черной дыры».
Что еще хуже, почти сразу же становится ясно, что «квест» Гектора – не поиск счастья, а «взбрык» мужчины средних лет, который подсознательно осознает, что давно пора сделать любимой женщине предложение и создать полноценную семью. А так как сделать это герой боится, то он отправляется в путешествие, которое включает в себя визит в шанхайский ночной клуб и посещение перебравшейся в Америку университетской пассии. Чтобы, очевидно, проверить, нет ли в мире более подходящих возлюбленных, чем его Клара – заботливая и женственная, но взбалмошная и ревнивая. И поскольку фильм устроен так, что у него может быть лишь один, вполне определенный финал, то с того момента, когда картина раскрывает карты, зрителям остается лишь, скучая, ждать, когда Гектор поймет, что от добра добра не ищут, и сделает главный звонок своей жизни.
Почему «скучая»? Потому что во всем двухчасовом странствии Гектора есть лишь один драматичный эпизод – когда героя случайно похищают африканские преступники и долго решают, как с ним быть. Это весьма напряженные сцены, но они приходятся на середину фильма, и ни до, ни после них с Гектором не случается ничего действительно интересного. Даже подъем к буддийским монахам в горы подан так обыденно, будто герой на экскурсии в Лондонском зоопарке. Вспомните недавнюю «Невероятную жизнь Уолтера Митти» – не бог весть какой приключенческий фильм, но в кругосветных похождениях героя Бена Стиллера было немало эффектных и занимательных моментов. Да и фантазии Митти были одна круче другой – не то что плоские и простенькие грезы Гектора, которые не идут дальше сравнений мужчины с Тинтином (из бельгийских комиксов, а не из фильма Спилберга). И, что особенно важно, в «Жизни» была сюжетная интрига, начисто отсутствующая в «Путешествии».
Итак, лента Питера Челсома не захватывает, не впечатляет и раздражает отсутствием драматизма и беспрестанным потоком примитивной и слащавой пошлости. Чем же она радует? Только одним – шутками и гэгами. Которых не то чтобы много, но и не мало, и желание улыбнуться во время просмотра появляется регулярно – как правило, благодаря комедийному дару Саймона Пегга, одного из ведущих ныне живущих и снимающихся английских комиков. И, конечно, если вы хотите увидеть подчеркнуто позитивное и сентиментальное кино, где, если не считать «свидания» с похитителями, герой на всем протяжении пути встречает добродушных людей и постепенно набирается храбрости, чтобы вернуться к любимой женщине не мальчиком, но мужем, то «Путешествие» снято специально для вас.