Обескураживающая камерная драма о мире без кислорода.
Нью-Йорк, Бруклин, 2039 год. В результате неизвестного катаклизма Земля осталась без кислорода, человечество оказалось на грани вымирания. Выжить смогли лишь те, кто нашел приют в бункерах, оборудованных новейшими генераторами — изобретением инженера по имени Дариус (Коммон). В одном из таких бетонных укрытий прячется и сам ученый вместе с семьей. Но однажды Дариус покидает бункер, чтобы похоронить отца, и пропадает. Его жена Майя (Дженнифер Хадсон) и 16-летняя дочь Зора (Куавенжане Уоллис) ждут возвращения долгие пять месяцев, но со временем начинают терять надежду. Однажды к укрытию подходят двое неизвестных (Милла Йовович и Сэм Уортингтон). Поначалу пара вежливо просит дать немного кислорода, но вскоре выясняется, что герои оказались здесь не случайно — им нужен генератор Дариуса.
В декабре 2019 года стало известно, что в известный голливудский «Черный список» внесен сценарий Дага Саймона о мире без кислорода — история понравилась многим киностудиям и продюсерским компаниям, но не нашла своего режиссера. Через три года за адаптацию взялся Стефон Бристоль — автор фантастического боевика «Увидимся вчера» о перемещениях во времени. В прошлом продюсером Бристоля был Спайк Ли, а в настоящем — Эрика Ли («Джон Уик», «Убийца») и Бэзил Иваник («Гренландия»).
О постапокалиптическом мире и жизни в специальных укрытиях под землей снято уже немало: в 2011 году Ксавье Жанс представил провокационный «Разделитель», через пару лет братья Дафферы дебютировали с впечатляющим триллером «Затаившись», в 2016 году Дэн Трахтенберг выпустил «Кловерфилд, 10», а почти год назад на Apple TV+ состоялась премьера «Укрытия» — фантастического триллера о жизни в бункере глубиной в 144 этажа. Саймон и Бристоль взяли по чуть-чуть у каждого проекта, но, к сожалению, так и не смогли собрать наработки в единое целое: «Дыши!» получился на редкость фрагментарным и лишенным логики фильмом.
Герои существуют исключительно как сюжетные функции: у них нет прошлого и будущего, только настоящее. Складывается впечатление, что картина создавалась исключительно ради финальной речи, призывающей обратить внимание на проблемы экологии и предотвратить катастрофу. Здесь нет выдающейся операторской работы, качественной графики или изобретательных костюмов. Нет выгодной базы в виде удачного сценария, нет впечатляющей актерской игры. Динамика, которую Бристоль попытался внести в фильм с помощью диалогов, дала обратный эффект — крики героев вызывают раздражение и желание поскорее перейти к следующему эпизоду, в котором, впрочем, тоже хватает проблем. Пожелтевший мир вопреки законам логики не сгорел дотла: с помощью солнечных лучей, например, все еще можно зарядить автомобиль, а отсутствие кислорода почему-то не мешает героям спокойно перестреливаться.
Дженнифер Хадсон и Куавенжане Уоллис, защищающие свой бункер, стараются, но не могут перепрыгнуть выше головы — сценарий заставляет актрис говорить клишированными фразами и углубляться в выяснение отношений в моменты критических ситуаций (например, когда в баллоне осталось кислорода на минуту-две). Не менее абсурдно ведет себя герой Сэма Уортингтона, решивший избавиться от единственного человека, который мог объяснить работу спасительного генератора. Плюсом картины мог бы стать Коммон, сыгравший инженера Дариуса, но, к сожалению, его экранное время ограничено первыми минутами.
Стефон Бристоль снял «Дыши!», чтобы подсветить проблемы экологии — об этом откровенно сообщает финал. Но, кажется, режиссер пренебрежительно отнесся к остальной части хронометража. Чтобы привлечь внимание, необходимо не просто заручиться поддержкой именитых продюсеров — нужно понимать, какими жанровыми инструментами собираешься превратить социальное высказывание в кино.
угадайте, какая раса у нас самые гениальные изобретатели, а какая - лошары с автоматом?????