Как ни бодрятся Disney и LucasFilm, но факты остаются фактами – кассовые сборы сольного фильма о Хане Соло назвать впечатляющими не получится даже с большой натяжкой
Для начала не мешало бы определиться с тем, а действительно ли китайский кинопрокатный рынок имеет существенное значение для голливудских картин, ведь основные сливки там снимают местные производители. Что же, цифры показывают, что Китай и в самом деле является лакомым кусочком: две последние части «Форсажей», например, в Поднебесной принесли картине четверть всех денег, собранных за рубежом. Неплохие результаты на азиатском рынке регулярно показывают «Трансформеры», да и «Мстителям» жаловаться не на что, «Война бесконечности» хоть и не бьет рекордов, но даже на третьей неделе проката оказалась выше «Хана Соло».
Но все эти оптимистично выглядящие цифры никаким образом не относятся к картинам из линейки «Звездных войн» — бойцы сопротивления и имперские штурмовики возвращаются из похода на Китай практически ни с чем. Бурная рекламная кампания помогла подогреть интерес только к долгожданному во всем остальном мире продолжению — «Пробуждение силы» собрало в Поднебесной 120 миллионов долларов. А вот потом сборы покатились по наклонной: «Изгой-Один» — 70 миллионов, «Последние джедаи» — 42 миллиона, а «Соло» может не дотянуть и до тридцати. Кому-то, возможно, и эти цифры покажутся весьма впечатляющими, но имейте в виду, что «Тихоокеанский рубеж» собрал в Китае 112 миллионов долларов, а сиквелу китайцы отмерили 100 миллионов. Disney есть от чего испытывать легкий стыд.
С чем же связано столь странное отношение к популярнейшей во всем остальном мире франшизе в Китае? Аналитики отмечают несколько возможных точек напряжения, которые не позволяют «Звездным войнам» стать своими для крупнейшего и по-прежнему растущего рынка. В первую очередь взлететь новым фильмам о джедаях не позволяет тот простой факт, что в Китае практически не существует фан-базы франшизы. Политическая система и устройство проката в этой стране не позволили местным зрителям познакомиться со «Звездными войнами» ни на рубеже 1970-1980-х, как это случилось в западном мире, ни в 1990-е, когда пал «железный занавес» и с культовыми персонажами познакомились в СССР и странах бывшего соцлагеря. Даже в 2000-е, когда в связи с выходом на экраны приквел-трилогии к саге снова был подогрет интерес, Китай стоял в стороне от большого мирового кинопроката. Увы, нет в Поднебесной нескольких поколений зрителей, знающих, кто такой Люк Скайуокер, цитирующих Хана Соло или одевающихся в имперских штурмовиков на карнавал. С этим приходится считаться, просто по старой памяти на новые фильмы никто не пойдет.
Другая проблема — далеко не самая близкая менталитету китайцев сюжетная канва и атмосфера «Звездных войн». Несмотря на то что структура и сущность Силы выглядят похожими на учения и верования, принятые в Китае, самим китайцам они не близки, как не впечатляет их мастерское владение джедаев световыми мечами или боевыми единоборствами — уж этого-то у них и самих хватает. Таким образом, Голливуд, приехавший в Китай со своим «самоваром», выглядит чуждым и не особенно привлекательным, рядовому зрителю сложно объяснить элегантность и красоту сражений световыми мечами и особую сплоченность рыцарских орденов, ведь культура и традиции Китая содержат в себе все то же самое, только в гораздо больший промежуток времени.
Наконец, «Звездные войны» пока отказываются идти на поводу у китайских чиновников и подстраивать свои картины под азиатскую аудиторию. Снимать в Китае LucasFilm не спешит, а с принятием в ряды сопротивления китайских актеров пока все очень грустно. Нет, в «Изгое-Один» попытка разнообразить актерский состав предпринималась — и нет никаких причин ругать Донни Йена, Цзян Вэня, — но дальше от этой практики в Disney отказались, чем явно указали свою незаинтересованность в приросте аудитории. Здесь можно подискутировать о том, стоит ли поощрять такой нажим и подбирать актеров, не исходя из творческих нужд, а руководствуясь маркетингом, но это тема для отдельной большой дискуссии. Факты же говорят сами за себя: китайцы не хотят смотреть на разборки «белых людей», размахивающих мечами и отчего-то считающих себя жутко популярными.
Возможно ли скорое разрешение этих проблем? Очевидно, что в ближайшем будущем — нет. Вряд ли стоит надеяться на то, что китайский зритель вдруг валом повалит на сольные фильмы об Оби-Ване Кеноби или Бобе Фетте, да и финальная серия новой трилогии не сможет претендовать на верхние строчки китайского бокс-офиса. Поэтому Disney и LucasFilm, возможно, стоит перестать растрачивать рекламные ресурсы и лимиты, выделенные Китаем Голливуду, — не в коня корм. В конце концов прожить можно и без Китая, и «Дэдпул» тому отличный пример — в Китай он даже не стал соваться, но двумя фильмами заработал при этом более миллиарда долларов. Так что Поднебесная — хорошая плодородная почва, с которой можно собрать неплохой урожай, вот только для получения необходимых результатов нужно либо эту почву тщательно возделывать, либо уповать на удачу. Удача, как уже довольно давно выяснилось, не на стороне «Звездных войн», и Сила здесь не действует.