Как сказал бы Волшебник страны Оз, научная фантастика с мозгами, сердцем и мужеством
Середина 21-го века. Джо (Гордон-Левитт) работает "стирателем": он убивает людей, которых отправляют на 30 лет в прошлое из эпохи, где изобретенные к тому моменту путешествия во времени контролируются организованными преступными группировками. Однако заказ на постаревшего самого себя (Уиллис) киллер выполнять не собирается. Обе версии Джо сбегают и пытаются изменить свое будущее.
Когда две версии одного и того же человека сидят в кафе и спорят о парадоксах путешествий во времени, попытка старшей реинкарнации перевести разговор на другую тему заявлением, что у него от всех этих заморочек уже голова болит, воспринимается чуть ли не с облегчением. Смысл этой сцены в том, чтобы показать, что все это мы уже видели и, скорее всего, увидим еще не раз. Головоломные парадоксы стали неотъемлемой частью поджанра о путешествиях во времени еще с тех пор, как Марк Твен и Герберт Уэллс впервые замкнули петлю.
Как и в прочих недавно вышедших и куда более тяжеловесных фантастических боевиках («Потрошители», «Суррогаты», «Время»), мрачное общество целиком и полностью формируется вокруг одной-единственной технической новинки, и, если мы хотим попасть в ритм фильма, это придется принять как данность.
Вне всяких сомнений, можно было найти более простые способы избавиться от ненадежных компаньонов, чем отправка в прошлое, где их пристреливают на поле, выполняющем функции лесной поляны из «Перекрестка Миллера». К тому же мафиози-социопат с монополией на путешествия во времени, наверняка должен иметь куда более амбициозные планы на вмешательство в ход истории. Но все это – мелкие придирки. Несмотря на сюжет, разобраться в хитросплетениях которого вряд ли поможет даже научная степень в области квантовой физики, тема фильма заключается в простой эмоциональной истине: если вы вернетесь назад во времени и скажете себе молодому, что он поступает неправильно, парень все равно не станет вас слушать.
Райан Джонсон, снявший нуар о старшеклассниках («Кирпич») и драму о любовном треугольнике в среде аферистов («Братья Блум»), уже завоевал себе репутацию режиссера фильмов со средним бюджетом, о которых любят поговорить посетители кофеен. В "Петле времени" он поднимается на более высокий уровень. Это антиутопия об обществе, возникшем после экономического коллапса, с необычным разделением между городом и деревней, заставляющим вспомнить времена Великой депрессии в США (героине приходится защищать свою ферму от бродяг-грабителей, которым ничего не обломилось в больших городах). Тут есть боевые сцены с летающими мотоциклами и огромными пушками и вундеркинды-телекинетики а-ля "Акира", но все же особый интерес представляют великолепные диалоги и необычные характеры героев, что в данном жанре часто считается излишней роскошью. Создателям "Петли времени" удается то, что не удалось, скажем, в "Суррогатах", и не только потому, что мир фильма тщательно продуман: его персонажи выглядят правдоподобно.
Во избежание жалоб, Джозефа Гордона-Левитта пришлось загримировать так, чтобы он был достаточно похож на молодого Брюса Уиллиса. При этом он, что делает актеру честь, нисколько не копирует Брюса времен "Детективного агентства "Лунный свет"" или "Крепкого орешка", а играет черствого молодого убийцу, в котором начинают просыпаться чувства и который вполне может вырасти в потрепанного жизнью лысого персонажа Уиллиса. Последний, кстати, прямо как в «12 обезьянах», задумает убийство будущего главаря преступной банды, который на данный момент еще учится в школе. Однако режиссер Джонсон найдет совершенно неожиданный ответ на вечный вопрос, что получится, если убрать Гитлера. Этот сюрприз, впрочем, окажется далеко не первым в фильме: еще до него мы увидим несколько безумных сцен, среди которых особняком стоит совершенно одно непростительное действо, от которого наверняка бы удалось отговорить любого менее независимо мыслящего маэстро авторского кино.