21 апреля шотландскому актеру Джеймсу МакЭвою исполняется 44 года. МакЭвой, преимущественно известный по ролям в «Искуплении», «…А в душе я танцую» и «Людям Икс», много лет полировал грани своего таланта, перевоплощаясь в самых причудливых персонажей, будь то продажный полицейский Брюс Робинсон в экранизации знаменитого романа Ирвина Уэлша или страдающий диссоциативным расстройством личности психопат Кевин Венделл Крамб в «Сплите».
Поздравляем Джеймса МакЭвоя с днем рождения и попутно вспоминаем его самые необычные актерские перевоплощения.
Виктор Франкенштейн
«Вы хорошо знаете эту историю», — говорит цирковой горбун Игорь (Дэниел Рэдклифф) в начальных титрах «Виктора Франкенштейна». Так зачем же рассказывать ее еще раз? Заимствуя персонажей, визуальные эффекты и сюжетные линии из предыдущих адаптаций «Франкенштейна» Мэри Шелли, «Виктор Франкенштейн» значительно переосмысляет оригинальную историю, открывая совершенно новое видение главного героя — безумного ученого в исполнении Джеймса МакЭвоя. Вопреки ожиданиям, в картине Пола МакГигана Франкенштейн превращается в эмоционально уязвимого, страдающего манией величия мужчину, основной мотивацией которого является бередящая душу травма. МакЭвой уверенно тасует перед зрителями темную и светлую стороны личности Франкенштейна, осознанно отказываясь превращать его в однополярного героя.
Брюс
«Грязь» долгое время считалась одним из самых «неэкранизируемых» романов Ирвина Уэлша: беспорядочный, нелинейный сюжет крутится вокруг шотландского полицейского Брюса Робинсона (МакЭвой), злостного наркомана с садистическим чувством юмора. Обласканная критиками адаптация режиссера Джона С. Бейрда определенно не является фильмом для широких масс: в нем много откровенно экстремального контента, на фоне которого «На игле» Дэнни Бойла кажется детским развлечением. Однако всех тех, кто прорвется через тернии темных мыслей Брюса Робинсона, ждет поистине высокая награда — оценить выдающееся перевоплощение МакЭвоя можно, лишь досмотрев «Грязь» до бесконечно печальной, поистине душераздирающей концовки. В одном из интервью актер признался, что поставил себе цель сыграть Робинсона так, чтобы ни один зритель не смог его возненавидеть. Превратить отъявленного мерзавца в страдающего ангела — задача не из легких, но МакЭвой, как ни странно, прекрасно с ней справляется.
Мистер Тумнус
Дружелюбный фавн мистер Тумнус в фильме «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф» стал первой крупной ролью в карьере Джеймса МакЭвоя. Примечательно, что Тумнус — первый житель сказочный страны, который появляется в кадре. Именно его встречает маленькая Люси Певенси (Джорджи Хенли), пройдя через старый шкаф в доме профессора Керка. Как ни странно, самым большим челленджем в роли для МакЭвоя стал не сам персонаж (хронометраж Тумнуса в «Нарнии» крайне ограничен), а гигантское количество грима вкупе с радиоуправляемыми ушами, которые прикреплялись на голову актера. И если грим занимал только первые пять часов перед началом съемок, то накладные уши приходилось носить постоянно. Звук, который они издавали, сильно мешал МакЭвою во время серьезных сцен. Что касается козлиных ног фавна, то они были созданы уже на постпродакшене с помощью визуальных эффектов. Во время работы актеру приходилось носить специальные зеленые колготки, которые заставляли его чувствовать себя по меньшей мере неловко. К счастью, все жертвы МакЭвоя так или иначе были искуплены — пусть и небольшая, но заметная роль в «Хрониках Нарнии» позволила ему серьезно заявить о себе в Голливуде.
Дэвид Персиваль
В пародийном шпионском боевике «Взрывная блондинка» постановщика «Джона Уика» Дэвида Литча Джеймс МакЭвой сыграл Дэвида Персиваля — эксцентричного главу берлинского подразделения МИ-6. Действие фильма разворачивается в 80-х годах в столице ГДР. Главная героиня в исполнении Шарлиз Терон отправляется на важную миссию, персонаж МакЭвоя пытается оказать ей посильную помощь, но из-за собственного пристрастия к алкоголю, наркотикам и распутному образу жизни едва ли становится надежным соратником. Подход актера к изображению Дэвида Персиваля несколько отличается от его работы в «Грязи». Несмотря на весь свой внутренний антагонизм, Персиваль кажется персонажем максимально легковесным и в какой-то степени даже очаровательным в своем праздном разгильдяйстве. Подобно настоящему шпиону, герой МакЭвоя то и дело меняет маски, превращаясь то в самого доброжелательного друга, то в злостного врага, но так и не показывая истинного лица зрителю.
Кевин Венделл Крамб
Страдающий диссоциативным расстройством Кевин Венделл Крамб, вероятно, самый сложный персонаж в арсенале Джеймса МакЭвоя. Многообразие личностей, живущих в недрах его больного разума, позволило актеру значительно раскрыть свой творческий потенциал. Только в «Сплите» МакЭвой смог сыграть психопата, ребенка и даже даму преклонного возраста. Для того чтобы сделать узнаваемым каждый отдельный образ, актер активно подключал мимику, гримасничая не хуже Джима Керри в его лучшие годы. Отдельно хочется отметить снятую одним дублем сцену, в ходе которой Джеймсу пришлось сменить сразу восемь личностей Крамба. Наиболее сложными для актера, как ни странно, стали персонажи Хедвига — маленького потерянного мальчика — и самого Зверя. Проблема первого заключалась в его обманчивой наивности, второй и вовсе вышел за грань понимания человеческого разума.
Макс/Джонни
На первый взгляд абсолютно незатейливая сказка о девушке Пенелопе (Кристина Риччи), родившейся со свиным пятачком, обретает новые грани, когда к сюжету подключается персонаж Джеймса МакЭвоя. По сюжету снять ужасное проклятье с героини может лишь равный ей по происхождению молодой человек. Поиски идеального жениха сводят Пенелопу с Максом — привлекательным мужчиной, преследующем скрытые корыстные мотивы. Несмотря на свою двуличность, Макс оказывается порядочным человеком и даже искренне влюбляется в Пенелопу в финале. Среди всех романтических образов Джеймса МакЭвоя Макс выглядит наибольшим трикстером. В нем присутствуют и двойственность Дэвида Персиваля, и темная харизма Брюса Робинсона, но, что самое приятное, в конце концов Макс оборачивается нежным Робби из «Искупления». Проще говоря, личностью, которой определенно не чуждо чувство прекрасного.
Джо Макбет
Как и многие другие британские актеры, МакЭвой с большим пиететом относится к классике, его участие в экранизации шекспировской пьесы всегда было вопросом времени, а не призвания. Мини-сериал «Шекспир на новый лад» состоит из четырех фильмов, каждый из которых является современной адаптацией одной из работ знаменитого драматурга. МакЭвою досталась роль в новой версии «Макбета». По сюжету он играет талантливого, но чрезмерно амбициозного шеф-повара Джо Макбета, который жаждет занять место владельца своего ресторана. В какой-то момент супруга Джо подстрекает его к убийству, что, естественно, не приводит ни к чему хорошему. Джо Макбет — архетипичный персонаж, находящийся в состоянии борьбы с внутренними демонами. Его мотивации прозрачны и вряд ли удивят тех, кто знаком с оригинальной пьесой. Тем не менее МакЭвою удается привнести в своего Макбета нечто новое, будь то фирменный шотландский акцент или вечное стремление найти свет даже в самых заблудших душах.