Освежающий эффектной стилистикой байопик о печально знаменитой фигуристке, сделанный так, чтобы было где и посмеяться, и посочувствовать – даже если настоящая Тоня Хардинг этого сочувствия вряд ли заслуживает
Суровая мать-одиночка (Элисон Дженни) поставила свою дочь Тоню (Марго Робби) на коньки с младых ногтей – таким образом она решила сделать из нее человека и в последующие годы с намеченного пути не сворачивала, изнуряя девочку бесконечными тренировками и придирками даже к малейшим ошибкам. Это дало свои плоды – Тоня стала одной из лучших фигуристок Штатов и заодно по-настоящему возненавидела мать. В какой-то момент девушка встретила предприимчивого парня по имени Джефф (Себастьян Стэн), за которого вышла замуж, но их брак оказался сродни ночному полету в грозу через зону турбулентности. А потом имена супругов оказались связаны с криминалом – нанятый кем-то громила перебил железным прутом ногу талантливой фигуристке, и расследование привело полицию к Тоне и ее мужу.
Немного хаотичный поиск русскоязычного названия картине (сначала дистрибьютор дал фильму название «Ледяная стерва»), которая в оригинале именуется довольно незатейливо «Я, Тоня», если вдуматься, имеет смысл. «Тоня против всех», даром что по смыслу является классическим байопиком, по форме напоминает скорее черную комедию абсурда от творческого союза братьев Коэн, Тома Ди Чилло и раннего Хэла Хартли – это серьезная и во многом трагическая история, поданная так, что не знаешь, смеяться или плакать.
Впрочем, с такой центральной героиней, как Тоня Хардинг, по-другому и нельзя – одна из самых одиозных фигуристок мира, Тоня была бесспорно талантлива, но постоянно влезала в различные скандалы, а после истории с нападением на Нэнси Кэрриган вокруг нее и вовсе начался цирк шапито, когда она, ее муж Джефф Гиллоули, «телохранитель» Шоун Экхард и мать ЛаВона разбежались по разным углам и начали рассказывать истории, часто противоречащие друг другу. Да о чем тут говорить, если и сама Тоня впоследствии неоднократно «меняла показания»!
Как переносить такой сюжет на пленку? Авторы «Тони против всех» выкрутились максимально изящно – сразу оговорились, что в основе картины факты, которые с трудом складываются в единую картину, и не стали ограничивать себя в стилистике, местами переходя чуть ли не на мокьюментари и позволяя персонажам время от времени обращаться к зрителям, пробивая «четвертую стену». Нечто подобное сделали пару лет назад авторы картины «Игра на понижение» (где, кстати, та же Марго Робби изображала саму себя), наделив потенциально скучноватую историю о фондовых рынках удивительным драйвом, ну а в фильме о Тоне Хардинг хулиганить сам бог велел!
Безусловно, профессионалы фигурного катания и люди, хорошо знающие эту историю, увидят в «Тоне против всех» немало натяжек, допущений и приукрашиваний (не сказать, что Тоню здесь совсем уж обеляют, но ее вывели куда более симпатичной, чем она была в те времена, а фокус вины сместили на единственного участника тех событий, который умер), но если рассматривать фильм исключительно как художественное произведение, от которого требуется в первую и главную очередь увлекать, развлекать и трогать, это бесспорная и большая удача. Кино, которое рассказывает удивительную историю о том, что смесь из таланта, целеустремленности, силы воли и сложного характера бывает по-настоящему взрывной, и которое ухитряется быть одновременно эффектным, энергичным, смешным и душевным.
Безусловно, в фильмах, построенных на столкновении характеров, многое зависит от актеров, и состав «Тони» безупречен. Особенно выделяются Марго Робби, в который раз подтверждающая, что перед нами не просто красивая старлетка, чудом задержавшаяся на звездном небосклоне, а как минимум новая Шарлиз Терон, и Элисон Дженни, со своим фирменным суховатым цинизмом изображающая мать главной героини. Безусловно, хороши и мужчины, но Робби и Дженни столь блистательны, что это даже нечестно – то чувство, когда ты выложился на сто процентов, но тебя неожиданно накрыло тенями тех, кто прыгнул выше головы.
С 1 февраля в кино.