Стоит ли петь дифирамбы футболисту, который забивает решающий гол за считаные секунды до конца матча? Нужно ли хвалить пожарных, потушивших сложный пожар? «Конечно, да!» – скажете вы и будете правы
Стив Айсман, Майкл Барри, Чарли Ледли, Джейми Май, Грег Липпманн, Хауи Хаблер – эти люди с головы до ног погружены в мир финансов. Они сотрудники, директора хедж-фондов, аналитики и трейдеры. Им удалось разглядеть, как в середине первого десятилетия двухтысячных мировая экономика полетела в тартарары навстречу кризису. Эта компания финансистов поняла, что грядет. Однако свои предсказания они использовали несколько иначе – героями никто из них быть не захотел.
Поняв, что пресса, крупные компании и правительство отказываются видеть очевидное, Айсман, Барри, Ледли, Май, Липпман и Хаблер не стали ждать краха, они решили заработать. Проницательные экономисты задумали сыграть на понижение, провернуть несколько смелых сделок, которые принесут им состояние, пока остальные будут подсчитывать убытки.
«Никто в этой истории не является героями, – говорит Кристиан Бэйл, исполнитель роли Майкла Барри. – Но не быть хорошим парнем не значит, что ты обязательно плохой. В этой истории нет выдуманных портретов».
Помимо Бэйла в фильме сыграли Брэд Питт, Финн Уиттрок, тив Карелл, Райан Гослинг, Мариса Томей, Мелисса Лео и Карен Гиллан. Такой звездный состав нечасто собирается. Чтобы вы понимали, насколько это редкий случай, приведем банальную статистику. В актерском составе 4 обладателя «Оскара» и два номинанта. Руководит всем этим титулованным «оркестром» Адам МакКей, для которого это первая драма и первый фильм без Уилла Феррелла, что, к слову, тоже говорящий факт.
«Люди, которые меня знают, не удивлены, что я взялся за “Игру на понижение”, – рассказывает Адам МакКей. – Это тема, за которой я всегда слежу: политика, финансы и экономика».
Говорят, что, дабы получить добро на «Игру на понижение», МакКею пришлось пойти на уступки и подарить студии сиквел «Телеведущего». Правда, навыки комедийного режиссера МакКею пригодились. С их помощью он раскочегарил повествование фильма с не самой захватывающей тематикой.
«Как сделать яркую комедию о финансовом апокалипсисе 2008 года, которая при этом умудряется чему-то учить – благодаря документалистскому задору – и водит по лабиринту афер в самом сердце экономики США? МакКей изобрел свою чудотворную формулу: нужно смешать часть бизнес-триллера, часть стэндап-комедии и добавить небольшую щепотку дидактизма», – пишет Дэвид Эделстейн (David Edelstein/Vulture), смело называющий «Игру на понижение» лучшим фильмом года.
Британец Найджел Смит (Nigel Smith/The Guardian) не так щедр на похвалу: «Попытка МакКея охватить большой пласт тем достойна восхищения. Кроме того, хорошо чувствуется ярость, которой пропитан весь фильм. Однако режиссерское исполнение… выглядит вымученным».
Как бы то ни было, плохих отзывов на фильм нет. Тот сдержанный тон, который избрал Смит из The Guardian, пока самый грозный из всех рецензентов, посмотревших драму МакКея.
«Это ни с чем не перепутать, сквозящее вдоль и поперек чувство негодования. Невозможно не восхищаться МакКеевским неумным желанием показать всего понемногу – от прыжков через горящие кольца на мотоцикле до чтения вслух цитат из трудов экономиста Джона Кейнса», – отметил Эндрю Баркер (Andrew Barker/Variety).
«В конечном результате “Игра на понижение” оказалась энергичной, увлекательной трактовкой событий двухтысячных, которую отличает уникальное сюрреалистичное видение режиссера МакКея», – похвалил фильм Чарли Шмидлин (Charlie Schmidlin/The Playlist).
«Игра на понижение» – это экранизация книги Майкла Льюиса, который называет ее историей о том, как капитализм чуть было не уничтожили сами же капиталисты. Посмотреть на это можно будет в российских кинотеатрах с 14 января.
Журналисты The Boston Globe взяли и своим материалом уничтожили репутацию всей бостонской митрополии. Они разрыли педофильский скандал, сумев доказать, что некоторые священники приставали к детям, при этом кардинал и архиепископ городской церкви Бернард Лоу об этом знал и якобы покрывал их. После публикации скандал разгорался все сильнее и сильнее по принципу цепной реакции и в итоге привел к отставке кардинала Лоу. Вдобавок бостонская церковь выплатила миллионы компенсаций и закрыла больше полусотни приходов. А ведь все случилось лишь из-за того, что журналисты добросовестно подошли к своим обязанностям.
«В центре внимания» – еще один фильм без героев, это лента о трудягах, которым не безразлично происходящее вокруг. Поведать их историю взялся Том МакКарти, он сам написал сценарий, попавший в «Черный список-2013», и занялся постановкой.
Всю кашу заварил Уолтер Робинсон, редактор The Boston Globe. Его роль в фильме исполнил Майкл Китон. Актер, едва согласившись на роль, нашел Робинсона, но знакомиться не стал. Вместо этого он поселился недалеко от него, наблюдал, слушал, перенимал повадки. В общем, Китон вел себя будто маньяк. Первая встреча Китона и Робинсона состоялась в баре Нью-Йорка, они пожали руки, а затем актер изобразил одно из типичных для Робинсона выражений лица. Получилось так натурально, что репортер даже испугался.
«Мою личность украли. Если бы Майкл Китон ограбил банк, полиция пришла бы за мной и заковала в наручники», – сказал Уолтер Робинсон.
Экранное время с Китоном разделили Марк Руффало, Рэйчел МакАдамс, Лив Шрайбер, Джон Слэттери и Стэнли Туччи. У них получился фильм, который пока не получал отрицательных и даже сдержанных отзывов.
«Режиссер Том МакКарти снял фильм без героев», – констатирует Лоуренс Топпман (Lawrence Toppman/Charlotte Observer).
«МакКарти и его великолепный актерский состав проделали большую работу и очень убедительно рассказали правдивую историю», – пишет Билл Гудикунц (Bill Goodykoontz/Arizona Republic).
«”В центре внимания” – один из лучших фильмов о журналистике в истории кино, захватывает с первых минут и достоверно все отражает. Он улавливает не только общую картину, но и мелкие детали журналистского процесса, например, вид офиса или реакцию штата на нового босса», – поделился мыслями Мик ЛяСалль (Mick LaSalle/San Francisco Chronicle).
«Нет смысла выдумывать другую первую строчку для вводного абзаца: “В центре внимания” – шедевр», – безапелляционен Брайан Труитт (Brian Truitt/USA Today).
«Год еще не закончился, а у меня уже есть любимый фильм 2015 года. Это работа Томаса МакКарти – блистательный, внушающий доверие, захватывающий и незабываемый “В центре внимания”», – восторгается Рекс Рид (Rex Reed/New York Observer).
В Россию «В центре внимания» пожалует только 4 февраля, в США ленту впервые показали еще в сентябре.